Бизнес на обочине
Руководитель Росавтодора Роман Старовойт, проехавшись по вверенным ему федеральным трассам, сделал неприятное открытие. Чиновник выяснил, что во многих регионах на ключевых магистралях можно проехать сотни километров и не обнаружить каких-либо признаков придорожного сервиса — ни заправок, ни кафе, ни отелей. Для того чтобы изменить ситуацию к лучшему, Роман Старовойт решил разработать программу, реализация которой сделала бы федеральные обочины привлекательными для бизнеса.
«Если бы не пришлось строить за свой счет часть дороги и подводить коммуникации к АЗС, инвестиции в нее окупались бы не за десять лет, а всего за три года», — говорит владелец заправки на 78‑м километре Ленинградского шоссе Алексей Небольсин. По данным Ассоциации компаний придорожного сервиса и туризма, расходы только на подключение к электричеству заправок, кафе и прочих объектов придорожного сервиса составляют сейчас 15—30% от всех инвестиций в проект. Росавтодор в ответ на жалобы инвесторов пообещал снизить цену «выхода на дорогу»: возможно, он возьмет на себя расходы по строительству подъездов к новым объектам, а также поможет с подключением к инженерным коммуникациям.
Как пояснили РБК daily в Федеральном дорожном агентстве, само ведомство не преследует для себя экономических выгод. А намерение облегчить инвесторам затраты на объект и сделать более прозрачными процедуры по выходу на площадку появились у нового руководителя Росавтодора Романа Старовойта (занял должность в ноябре 2012 года) после того, как он лично проехался по всем федеральным трассам России. Чиновник обратил внимание, что во многих регионах, в частности в Сибири и на Урале, сфера услуг вдоль дорог развита крайне слабо — зачастую дальнобойщик не может остановиться, чтобы перекусить или отдохнуть, в течение суток. А предприниматели идут в «придорожный» бизнес неохотно.
В итоге Росавтодор, по поручению Министерства транспорта, подготовил «Концепцию развития объектов дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог общего пользования федерального значения», которая, по словам Романа Старовойта, должна стать «идеологической основой» для последующих изменений в законодательство.
«Если бы я еще перед выходом на площадку знал, во сколько обойдется строительство, я бы не стал открывать заправку», — сожалеет г-н Небольсин.
По словам предпринимателя, сейчас при выходе любого проекта на трассу Росавтодора так называемую полосу разгона-торможения приходится строить за свой счет. В 2004 году строительство такой полосы на Ленинградке обошлось бизнесмену в 18 млн руб. Другая проблема заключается в том, что, выходя на участок, инвестор не знает, откуда нужно будет тянуть коммуникации и сколько будет стоить подключение к инженерным сетям.
«Получив площадку на Ленинградке, мы узнали, что коммуникации нужно будет тянуть 400-500 м из Солнечногорска, а это обошлось нам примерно в 12 млн руб. В общем, строительство дороги и площадки для остановки большегрузного транспорта, подключение к воде, электричеству и канализации составило почти 80% от всех инвестиций», — рассказал РБК daily Алексей Небольсин.
По словам президента Московской топливной ассоциации Евгения Аркуши, расходы на проведение инженерных сетей составляют до 30% от всей цены инвестиций.
Как рассказал РБК daily президент Ассоциации компаний придорожного сервиса и туризма Денис Арсентьев, эта сумма представляет серьезный барьер для выхода на площадки для всех участников рынка. В частности, для сети ресторанов «Макдональдс». Особенно дорого, по словам г-на Арсентьева, обходится подключение к газу. В компании «Макдональдс» не смогли до подписания номера дать комментарий.
Росавтодор пообещал облегчить финансовую нагрузку для частных инвесторов. Так, в ведомстве рассмотрят возможность строительства за госсчет разгонно-тормозных полос к площадкам, на которых будут размещаться так называемые зоны отдыха — заездные «карманы», где водитель может поставить машину, чтобы отдохнуть. Также в Росавтодоре пообещали решить вопрос с подключением к инженерным коммуникациям.
Как пояснил РБК daily г-н Арсентьев, получая площадку, предприниматель не знает, к каким инженерным сетям ему придется подключаться — Росавтодора или соседнего населенного пункта. Как правило, на решение этого вопроса уходит один—три месяца, а стоимость протягивания коммуникаций от ближайшей деревни может доходить до 10 млн руб.
Окончательную редакцию концепции развития придорожного сервиса в Росавтодоре планируют подготовить в апреле.
Алексей Синяков