К правозащитнице Зое Световой пришли с обыском
Сотрудники правоохранительных органов пришли с обыском к журналистке и правозащитнице Зое Световой. Об этом на своей странице в Facebook сообщила адвокат Анна Ставицкая.
«У Зои Световой дома обыск! Еду к ней», — написала Ставицкая.
Как сообщил cын Световой, журналист РБК Тимофей Дзядко, обыск проходит «по делу ЮКОСа и «Открытой России». «Пока я тут прохлаждаюсь на инвестиционном форуме в Сочи, у моих родителей дома в Москве проходит обыск по «делу ЮКОСа и «Открытой России». Обыск начался около 11 утра», — уточнил Дзядко в Facebook.
По данным «Открытой России», в квартире Световой в Москве находится следственная группа из 12 человек, которой руководит следователь по особо важным делам Нигматуллин.
Как уточняет Ставицкая, обыск проходит «в рамках дела по обвинению Ходорковского и других, возбужденного 20 июня 2003 года по факту хищения средств у государства и ОАО «Апатит». По версии следствия, из этих похищенных средств происходит финансирование различных организаций, физических лиц, в том числе и Зои Световой, написала адвокат. По ее словам, сейчас следователи скачивают информацию с разных компьютеров и смотрят документы.
Постановление об обысках у Световой вынес Басманный районный суд Москвы 18 января, сообщила РБК пресс-секретарь суда Юнона Царева. «Следственные органы вышли к нам с ходатайством о производстве обыска жилища у Световой. Наш суд разрешил произведение обысков», — сказала она, отказавшись уточнить, по какому делу проходят обыски.
Руководитель правозащитного проекта «Открытой России» Мария Баронова сообщила РБК, что обыски в квартире у Световой могут быть связаны со следственно-оперативными мероприятиями, которые проводились в «Открытой России» в апреле 2015 года. «Зою в ноябре 2016 года вызывали на допрос в качестве свидетеля по обыскам в «Открытой России». К «делу ЮКОСа» Зоя Светова вообще никакого отношения не имеет», — пояснила Баронова.
По словам знакомого с ситуацией источника «Интерфакса», обыски у Световой — это «обычная рутинная процедура, которая не обернется наделением правозащитницы каким-либо процессуальным статусом».
«Дело ЮКОСа» началось в 2003 году, когда были арестованы основной акционер компании Михаил Ходорковский и его деловой партнер Платон Лебедев. Бизнесменов обвинили в хищении имущества и уклонении от уплаты налогов, в 2005 году суд признал их виновными и приговорил к восьми годам лишения свободы.
В 2007 году, когда ЮКОС уже был ликвидирован, бывшие акционеры подали иск против правительства России. В конце июля 2014 года арбитражный суд в Гааге обязал Россию выплатить им $50 млрд за банкротство и продажу активов нефтяной компании.
О «втором деле ЮКОСа» стало известно в 2005 году. Ходорковского и Лебедева обвинили в хищении нефти у компании и отмывании выручки с ее продажи. В 2010 году их приговорили к 14 годам колонии. С учетом приговора по первому делу и уже отбытому сроку предприниматели должны были выйти на свободу в 2017 году.
Ходорковский вышел на свободу в декабре 2013 после того, как президент России Владимир Путин удовлетворил его прошение о помиловании. Лебедев покинул колонию в январе 2014 года на основании постановления Верховного суда, который снизил ему срок наказания до фактически отбытого.