«Ковер» в Пулково: зачем закрывали небо над Петербургом
В это время аэропорт ожидал более 20 рейсов крупнейших отечественных и зарубежных авиакомпанийЧто происходило в небе над Пулково
Во вторник, 28 февраля, около 11 часов в Санкт-Петербурге и в Ленинградской области был введен план «Ковер», в рамках которого власти закрыли воздушное пространство в радиусе 200 км. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Кирилл Поляков сообщил, что эти меры были приняты после команды от Воздушно-космических сил России.
На момент действия сигнала «Ковер» в воздух было поднято дежурное звено истребителей — самолеты Су-35 и МиГ-31, в готовность были приведены все экстренные службы региона, а также наземные средства ПВО. Сообщалось, что неопознанный аппарат (условная цель) был замечен в 160 км от Петербурга.
Позднее Министерство обороны России сообщило, что дежурные силы Западной зоны ответственности ПВО проводили тренировку по взаимодействию с гражданскими органами управления воздушным движением. «В ходе тренировки дежурными силами ПВО отработаны вопросы обнаружения, перехвата и идентификации предполагаемой цели нарушителя, а также взаимодействия с экстренными службами и силовыми ведомствами при возникновении чрезвычайной ситуации», — говорится в сообщении военного ведомства. Истребители совершили вылеты для отработки перехвата и идентификации условной цели нарушителя, уточнило Минобороны.
Сигнал «Ковер» подают войска ПВО в чрезвычайных ситуациях. Этот сценарий регламентирован постановлением правительства № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации». В нем говорится, что при незаконном пересечении государственной границы, применении оружия и боевой техники ВС РФ по воздушному судну-нарушителю, а также при появлении в воздушном пространстве неопознанных воздушных судов и других материальных объектов в исключительных случаях подается сигнал «Ковер», означающий требование немедленной посадки или вывода из соответствующего района всех воздушных судов, находящихся в воздухе, за исключением привлекаемых для борьбы с судами-нарушителями и выполняющих задачи поиска и спасения. В случае невыполнения экипажем воздушного судна-нарушителя команды органа управления полетами о прекращении нарушения информация немедленно доводится до органов противовоздушной обороны, которые применяют меры в соответствии с законодательством Российской Федерации, говорится в документе.
Сигнал «Ковер» означает, что любому самолету в зоне действия сигнала необходимо приземлиться на ближайшем аэродроме, пояснил РБК пилот одной из российских авиакомпаний.
В режиме «Ковра»
За весь период специальной военной операции известно о двух случаях введения режима «Ковер» в российских регионах. Так, в Белгороде 3 мая 2022 года был введен план «Ковер». За месяц до этого в регионе после атаки с вертолетов произошел пожар на нефтебазе.
В феврале этого года в районе города Лодейное Поле Ленинградской области было перекрыто воздушное пространство из-за перемещения неизвестного объекта. Тогда в районе также был введен режим «Ковер» и в небо был поднят истребитель.
На период чрезвычайных мероприятий летевшие в Петербург самолеты были развернуты в воздухе, находившиеся на взлетно-посадочной полосе в международном аэропорту Пулково ожидали разрешения взлететь. «В аэропорту объявлена задержка рейсов до 12 часов. Аэропорт и его службы работают в штатном режиме», — говорилось в сообщении на странице правительства Санкт-Петербурга во «ВКонтакте».
Пулково занимает третье место по пассажиропотоку среди всех российских аэропортов: в 2022-м он обслужил 18,2 млн человек, уступив по этому показателю только Шереметьево (28,4 млн) и Домодедово (21,2 млн). Воздушное пространство в районе аэропорта было закрыто до полудня.
«Фонтанка» сообщила со ссылкой на источники в Минобороны, что 13 февраля небо также пришлось закрывать для гражданских самолетов из-за объекта, «менявшего скорость и курс не по законам физики». Тогда объект был зафиксирован над Лодейным Полем — городом в 250 км к северо-востоку от Петербурга.
Что происходило в это время с воздушным движением
По данным сервиса FlightRadar24, Пулково не обслуживало рейсы на протяжении около двух часов, примерно с 10:00 до 12:00. Согласно онлайн-табло Пулково, в этот период третий по пассажиропотоку российский аэропорт должен был принять и отправить в общей сложности 25 рейсов российских и зарубежных авиакомпаний, включая крупнейшие отечественные — «Аэрофлот», S7, «Победа», «Уральские авиалинии», «Россия» и др. Рейсы в/из Санкт-Петербурга преимущественно выполняются на магистральных самолетах, вместимость которых существенно превышает 100 пассажиров. То есть ситуация с временным закрытием Пулково, по предварительной оценке РБК, могла затронуть как минимум 2,5 тыс. человек.
В соответствии с поступившей из Госкорпорации по организации воздушного движения информации об ограничении использования воздушного пространства авиакомпания «Россия» скорректировала выполнение нескольких рейсов, сообщила пресс-служба перевозчика. В частности, рейс из Внуково в Пулково пришлось отправить обратно в московский аэропорт. Также в «России» заявили о возможных задержках шести рейсов из Санкт-Петербурга: в Нижний Новгород, Калининград, Москву (Внуково), Кировск и двух в Сочи. Пассажирам задержанных рейсов предоставляются услуги согласно федеральным авиационным правилам и стандартам авиакомпании, отметили в пресс-службе «России». Пассажирам предоставлялись напитки, кроме того, людей перебронировали на другие рейсы, добавил представитель «Аэрофлота». Крупнейшему российскому перевозчику пришлось отменить четыре своих рейса, перенести пять.
На момент закрытия воздушного пространства вылет рейсов из Москвы и Новосибирска в Санкт-Петербург был отложен на один час, сказал РБК представитель S7. Рейсы, которые находились в полете в момент закрытия Пулково, продолжали следовать по маршруту и ожидались в аэропорту по расписанию, утверждал он.
Из-за закрытия Пулково девять рейсов авиакомпании Smartavia были задержаны по отправлению в разных российских аэропортах, сообщили РБК в пресс-службе этого перевозчика. Задержка четырех рейсов составила более двух часов, пяти рейсов — до двух часов. По словам представителя Smartavia, тренировка ПВО стала для перевозчика неожиданностью. В компании отказались раскрыть свои потери из-за закрытия неба над Петербургом.
РБК направил запросы в пресс-службы аэропорта Пулково и других крупнейших российских авиакомпаний. Представитель Росавиации отказался от комментариев.