Онлайн-путешественники: Интернет вытесняет туроператоров
Согласно февральскому исследованию PwC, 85% российских интернет-пользователей делали покупки в Сети и по крайней мере 43% из них делают это как минимум ежемесячно. При этом доля и важность электронной торговли растет во всех категориях товаров.
По оценке исследовательского агентства Data Insight, объем розничной электронной торговли в России в 2012г. вырос на 27% по сравнению с 2011г. и составил около 405 млрд руб. (из них материальные товары - 280 млрд руб.).
Формирующаяся у россиян привычка искать в Интернете более выгодные и интересные предложения в последнее время приводит к тому, что все большее число путешественников стали организовывать свой отдых при помощи Сети. В преддверии летнего сезона отпусков мы решили исследовать тренд ухода туристов в Интернет.
Об online travel
Весной 2012г. международная консалтинговая компания PhoCusWright провела исследование рынка online travel России, в котором указала на большие перспективы роста числа самостоятельных туристов. Основной предпосылкой к этому, по мнению аналитиков, является высокая степень проникновения Интернета в нашей стране. Кроме того, в PhoCusWright считают, что состав участников российского туроператорского рынка глобально не изменился с момента его зарождения, и в целом пакетный туризм переживает кризис.
Согласно данным Data Insight, объем транспортных и туристических услуг, купленных или забронированных через Интернет, в России в 2012г. достиг 160 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2011г. на 45%. Стоит отметить, что, по прогнозу PhoCusWright на 2011-2012гг., в США, Западной Европе и Японии рост данного показателя составит 6-12% в год, а в Китае, Индии, Бразилии и Мексике - 25-40%.
По оценкам Data Insight, 53% всего объема онлайн-бронирований в России в 2012г. пришлись на авиабилеты, 17% - на железнодорожные билеты, 14% - на отели, 13% - на туры и 3% - на прочие услуги, например на аренду автомобилей за рубежом.
Аналитики подсчитали, что 5,6 млн россиян по итогам прошедшего года приобретали транспортные и туристические услуги через Интернет. При этом проникновение online travel по итогам 2012г. достигло 8% пользователей Интернета и 6% всех россиян в возрасте от 18 до 65 лет.
Средние расходы в год на покупателя туристических услуг через Интернет за отчетный период составили 32 тыс. руб. Для сравнения, этот показатель на покупателя товаров онлайн - 13 тыс. руб.
Интересно, что по данным Data Insight, 57% всех онлайн-покупателей транспортных и туристических услуг в России составляют мужчины. При этом доля интернет-покупателей туристических услуг максимальна среди россиян в возрасте 18-35 лет, а пятидесятилетние покупают билеты онлайн также охотно, как и те, кому еще нет сорока.
Среди наименее обеспеченных интернет-пользователей только 2,6% покупают туруслуги онлайн, а среди наиболее обеспеченных - 38%.
Почти половина (48%) от общего объема онлайн-бронирований в России в 2012г. пришлась на жителей Москвы и Санкт-Петербурга. В двух столицах туруслуги в Интернете приобретали 17% жителей в возрасте 18-65 лет против 7% в других городах-миллионерах и 4% в прочих городах.
По прогнозу Data Insight, в 2013г. количество покупателей туристических услуг в России может вырасти на 20-25% - до 7 млн человек. При этом ожидается, что те, кто пользуется услугами онлайн-платежей и относительно недавно подключился к Интернету, обеспечат около половины от всего роста покупательской аудитории online travel. Стоит отметить, что новички в своих онлайн-покупках ориентированы на недорогие категории: авиабилеты на внутренние рейсы, российские отели и особенно железнодорожные билеты.
От частного к общему
По данным компании J'son & Partners Consulting (J&P), объем российского рынка туризма и сервисов для путешественников поступательно увеличивается на протяжении всего последнего десятилетия. В 2012г. его объем по сравнению с 2011г. увеличился на 14%, достигнув 1 трлн 179,5 млрд руб. А при сохранении текущих темпов роста в 2013г. рынок туристских услуг, по прогнозу, превысит 1,35 трлн руб.
По оценкам аналитиков, пассажирские авиаперевозки формируют более половины (53%) объема рынка, четверть (24%) объема приходится на средства размещения (гостиницы, дома отдыха и т.п.), а 13% - на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом.
Конкуренция или сотрудничество
Рынок туристических услуг движется в сторону большей прозрачности и доступности для конечного потребителя, считают в J&P. По мнению аналитиков, рост доли online travel можно признать наиболее заметным трендом на российском рынке в 2012г. Структура спроса изменяется, смещаясь в сторону самостоятельного оформления туристских услуг в Сети населением - как с помощью стационарных компьютеров, так и при помощи мобильных устройств.
Повышается уровень конкуренции, и крупнейшим традиционным игрокам рынка, чтобы не потерять свои позиции, необходимо своевременно реагировать на происходящие в настоящее время изменения и давление со стороны IT-решений и средств доступа к туристским услугам, отмечают в J&P.
Однако, по мнению и.о. генерального директора сервиса OZON.Travel Дмитрия Яковлева, несмотря на бурное развитие online travel, стопроцентного ухода тур-бизнеса в Интернет не произойдет. По его словам, онлайн и офлайн должны не воевать между собой, так как занимают различные ниши, а развиваться параллельно и сотрудничать.
В свою очередь первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович отмечает, что число самостоятельных туристов, бронирующих отдых через Интернет, безусловно, растет, но при этом увеличивается и число россиян, предпочитающих покупать путевки у туроператоров. Таким образом, их соотношение остается примерно на одном и том же уровне, считает эксперт.
В любом случае, последнее слово всегда остается за потребителем, и время покажет, за что россияне "проголосуют рублем".
Ксения Петрова, РБК