Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Онлайн-путешественники: Интернет вытесняет туроператоров

С развитием Интернета наш и без того разнообразный выбор товаров и услуг расширился до невиданных размеров. Кто-то предпочитает устраивать длительные походы по магазинам, а кто-то часами просматривать интернет-каталоги.
Фото: РБК
Фото: РБК

Согласно февральскому исследованию PwC, 85% российских интернет-пользователей делали покупки в Сети и по крайней мере 43% из них делают это как минимум ежемесячно. При этом доля и важность электронной торговли растет во всех категориях товаров.

По оценке исследовательского агентства Data Insight, объем розничной электронной торговли в России в 2012г. вырос на 27% по сравнению с 2011г. и составил около 405 млрд руб. (из них материальные товары - 280 млрд руб.).

Формирующаяся у россиян привычка искать в Интернете более выгодные и интересные предложения в последнее время приводит к тому, что все большее число путешественников стали организовывать свой отдых при помощи Сети. В преддверии летнего сезона отпусков мы решили исследовать тренд ухода туристов в Интернет.

Об online travel

Весной 2012г. международная консалтинговая компания PhoCusWright провела исследование рынка online travel России, в котором указала на большие перспективы роста числа самостоятельных туристов. Основной предпосылкой к этому, по мнению аналитиков, является высокая степень проникновения Интернета в нашей стране. Кроме того, в PhoCusWright считают, что состав участников российского туроператорского рынка глобально не изменился с момента его зарождения, и в целом пакетный туризм переживает кризис.

Согласно данным Data Insight, объем транспортных и туристических услуг, купленных или забронированных через Интернет, в России в 2012г. достиг 160 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2011г. на 45%. Стоит отметить, что, по прогнозу PhoCusWright на 2011-2012гг., в США, Западной Европе и Японии рост данного показателя составит 6-12% в год, а в Китае, Индии, Бразилии и Мексике - 25-40%.

По оценкам Data Insight, 53% всего объема онлайн-бронирований в России в 2012г. пришлись на авиабилеты, 17% - на железнодорожные билеты, 14% - на отели, 13% - на туры и 3% - на прочие услуги, например на аренду автомобилей за рубежом.

Аналитики подсчитали, что 5,6 млн россиян по итогам прошедшего года приобретали транспортные и туристические услуги через Интернет. При этом проникновение online travel по итогам 2012г. достигло 8% пользователей Интернета и 6% всех россиян в возрасте от 18 до 65 лет.

Средние расходы в год на покупателя туристических услуг через Интернет за отчетный период составили 32 тыс. руб. Для сравнения, этот показатель на покупателя товаров онлайн - 13 тыс. руб.

Интересно, что по данным Data Insight, 57% всех онлайн-покупателей транспортных и туристических услуг в России составляют мужчины. При этом доля интернет-покупателей туристических услуг максимальна среди россиян в возрасте 18-35 лет, а пятидесятилетние покупают билеты онлайн также охотно, как и те, кому еще нет сорока.

Среди наименее обеспеченных интернет-пользователей только 2,6% покупают туруслуги онлайн, а среди наиболее обеспеченных - 38%.

Почти половина (48%) от общего объема онлайн-бронирований в России в 2012г. пришлась на жителей Москвы и Санкт-Петербурга. В двух столицах туруслуги в Интернете приобретали 17% жителей в возрасте 18-65 лет против 7% в других городах-миллионерах и 4% в прочих городах.

По прогнозу Data Insight, в 2013г. количество покупателей туристических услуг в России может вырасти на 20-25% - до 7 млн человек. При этом ожидается, что те, кто пользуется услугами онлайн-платежей и относительно недавно подключился к Интернету, обеспечат около половины от всего роста покупательской аудитории online travel. Стоит отметить, что новички в своих онлайн-покупках ориентированы на недорогие категории: авиабилеты на внутренние рейсы, российские отели и особенно железнодорожные билеты.

От частного к общему

По данным компании J'son & Partners Consulting (J&P), объем российского рынка туризма и сервисов для путешественников поступательно увеличивается на протяжении всего последнего десятилетия. В 2012г. его объем по сравнению с 2011г. увеличился на 14%, достигнув 1 трлн 179,5 млрд руб. А при сохранении текущих темпов роста в 2013г. рынок туристских услуг, по прогнозу, превысит 1,35 трлн руб.

По оценкам аналитиков, пассажирские авиаперевозки формируют более половины (53%) объема рынка, четверть (24%) объема приходится на средства размещения (гостиницы, дома отдыха и т.п.), а 13% - на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом.

Конкуренция или сотрудничество

Рынок туристических услуг движется в сторону большей прозрачности и доступности для конечного потребителя, считают в J&P. По мнению аналитиков, рост доли online travel можно признать наиболее заметным трендом на российском рынке в 2012г. Структура спроса изменяется, смещаясь в сторону самостоятельного оформления туристских услуг в Сети населением - как с помощью стационарных компьютеров, так и при помощи мобильных устройств.

Повышается уровень конкуренции, и крупнейшим традиционным игрокам рынка, чтобы не потерять свои позиции, необходимо своевременно реагировать на происходящие в настоящее время изменения и давление со стороны IT-решений и средств доступа к туристским услугам, отмечают в J&P.

Однако, по мнению и.о. генерального директора сервиса OZON.Travel Дмитрия Яковлева, несмотря на бурное развитие online travel, стопроцентного ухода тур-бизнеса в Интернет не произойдет. По его словам, онлайн и офлайн должны не воевать между собой, так как занимают различные ниши, а развиваться параллельно и сотрудничать.

В свою очередь первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович отмечает, что число самостоятельных туристов, бронирующих отдых через Интернет, безусловно, растет, но при этом увеличивается и число россиян, предпочитающих покупать путевки у туроператоров. Таким образом, их соотношение остается примерно на одном и том же уровне, считает эксперт.

В любом случае, последнее слово всегда остается за потребителем, и время покажет, за что россияне "проголосуют рублем".

Ксения Петрова, РБК

Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Туризм"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 29 ноября
EUR ЦБ: 116,14 (+3,05)
Инвестиции, 28 ноя, 17:55
Курс доллара на 29 ноября
USD ЦБ: 109,58 (+1,57)
Инвестиции, 28 ноя, 17:55
Акции «Магнита» подскочили на 6,5% после анонса дивидендов в размере ₽560Инвестиции, 14:49
Меркель назвала, когда Украине стоит «распаковать» мирные переговорыПолитика, 14:48
Эксперты HR Expo Pro людей 2024 назвали лучшие практики работы с кадрамиОтрасли, 14:41
Аналитики «ВТБ Мои Инвестиции» добавили «Татнефть» в топ-10 акцийИнвестиции, 14:38
Не только госслужащим. Названа дата продаж Lada Aura для всех желающихАвто, 14:38
Киев сообщил о возвращении тел 502 украинских военныхПолитика, 14:35
АвтоВАЗ объявил о начале продаж бизнес-седана Lada AuraАвто, 14:34
Скидки на подписку до 60%
Максимальная выгода до 2 декабря
Купить со скидкой
Зачем уводить кадровый документооборот в онлайнРБК и Битрикс24, 14:33
«Деловая среда» — о тенденциях развития малого бизнесаНациональные проекты, 14:30
Россия расширила эмбарго на страну — крупного производителя маслаПолитика, 14:29
В Кремле отвергли обвинения в причастности России к выборам в РумынииПолитика, 14:23
Федорищев подаст заявление по поводу работы футбольных агентовСпорт, 14:21
Песков ответил на слова премьера Японии о стремлении к мирному договоруПолитика, 14:21
Аналитики SberCIB спрогнозировали рост доллара до ₽115 к концу 2025 годаИнвестиции, 14:18