Реформа РАН: суть предложений Д.Ливанова
РАН создается "в целях координации фундаментальных и поисковых научных исследований, проводимых в РФ по важнейшим направлениям естественных, технических, медицинских, сельскохозяйственных, общественных и гуманитарных наук".
Кроме того, РАН необходима для "экспертного научного обеспечения деятельности органов государственной власти, научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования".
Аппарат и ликвидация
Организационное, правовое, аналитическое, информационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности РАН осуществляется Аппаратом Российской академии наук. Аппарат РАН - федеральное государственное бюджетное учреждение, возглавляемое директором - руководителем аппарата.
Расходы, связанные с деятельностью РАН, в том числе с выплатой академических стипендий, предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете на соответствующий год.
РАН может быть реорганизована или ликвидирована на основании федерального закона. В качестве задач Академии в законопроекте указаны, например, "изучение и анализ достижений мировой и отечественной науки и выработка рекомендаций по их использованию в интересах РФ".
Для реализации основных задач РАН наделяется функциями научно-консультативного и экспертного органа Российской Федерации и по поручению органов государственной власти "проводит экспертизу крупных научно-технических программ и проектов, мониторинг и оценку результативности деятельности государственных научных организаций независимо от их ведомственной принадлежности, а также экспертизу результатов научной и (или) научно-технической деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета".
Академия также будет готовить доклады президенту и правительству РФ о состоянии фундаментальных наук и важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными. Кроме того, она сможет разрабатывать предложения о приоритетных направлениях развития фундаментальных наук и давать рекомендации по их финансированию.
Минус академик
К категории членов РАН относятся академики и ее иностранные члены. Академиками являются ученые, имеющие гражданство РФ и "выдающиеся научные достижения", избранные пожизненно общим собранием Академии в порядке, установленном будущим федеральным законом и уставом РАН. Порядок и условия избрания иностранных членов Академии устанавливаются ее уставом.
Академики участвуют в общем собрании РАН с правом решающего голоса. Иностранные члены обладают правом совещательного голоса.
В случае систематического неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей академика РАН он может быть лишен звания и исключен из членов организации. Ходатайство о лишении его звания может вынести на рассмотрение общего собрания президиум РАН или не менее 10% академиков.
Высшим органом управления Академии является именно общее собрание. Решение о создании региональных отделений (филиалов), участии РАН в международных организациях и "установлении предельного количества" академиков должно приниматься не менее 3/4 голосов членов общего собрания.
Президиум РАН является постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом академии. В него входят президент и вице-президенты РАН, а также академики, избираемые в президиум общим собранием. Президент избирается из числа академиков сроком на 5 лет, но не более двух сроков подряд. Он представляет на утверждение общего собрания устав РАН, назначает глав региональных отделений и предлагает президиуму кандидатуру руководителя аппарата.
"Независимость и автономия"
В законопроекте подчеркивается, что РАН "обладает независимостью и автономией" в своей деятельности. Органы государственной власти РФ, а также власти субъектов не вправе вмешиваться в деятельность Академии и принимать решения, "препятствующие осуществлению задач и функций РАН".
В рамках реформы действительные члены или члены-корреспонденты РАН, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук автоматически становятся академиками РАН. Президенты РАСХН и РАМН превращаются в вице-президентов объединенной академии, а сами эти организации прекращают свою деятельность.
Со дня вступления в силу данного закона правительство РФ назначает ликвидационные комиссии, которые будут контролировать роспуск нынешних РАН, РАСХН и РАМН. Кроме того, кабмин проведет оценку деятельности организаций, подведомственных академиям наук. Часть из них будет передана федеральным органам исполнительной власти, а часть - реорганизована или ликвидирована.
Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств являются государственными академиями наук - некоммерческими организациями, которые созданы в форме государственных бюджетных учреждений.
Учредителем и собственником имущества государственных академий наук является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя и собственника осуществляет правительство РФ.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что он разработан "в целях оптимизации организационно-правовых механизмов управления российской фундаментальной наукой, повышения эффективности фундаментальных и поисковых научных исследований, обеспечивающих получение научных результатов мирового уровня".
Официальными представителями правительства РФ при рассмотрении законопроекта в Госдуме и Совете Федерации буду вице-премьер Ольга Голодец и глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов.