У авиакомпаний появился шанс выбраться из кризиса
Конечно, текущий уровень цен никак нельзя назвать низким. Но для авиакомпаний это хоть какая-то передышка, говорят эксперты. И если в ближайшее время черное золото не начнет дорожать, у авиаперевозчиков США появится возможность наладить свой бизнес и попытаться выбраться из кризиса.
"Думаю, им удастся решить все свои проблемы. Но это при том условии, что экономика США не вступит грядущей зимой в полосу рецессии", - отмечает аналитик Calyon Securities Рей Найдл. Стоит отметить, что потери большинства американских авиакомпаний действительно оказались колоссальными. Акции AMR Corp (материнская компания American Airlines) упали с 26 долл./шт., (октябрь 2007г.) до 4 долл./шт. (июль с.г.). Котировки акций UAL Corp рухнули с 51,6 долл. до 2,8 долл. Похожим образом обстоят дела и с другими авиаперевозчиками.
Правда, после снижения мировых цен на нефть им удалось слегка отыграть свои потери, но вероятность дальнейшего падения акций все еще очень велика, добавляют участники рынка. "Акции практически всех мировых авиакомпаний сейчас очень сильно зависят от колебаний цен на черное золото. Если нефть продолжит дешеветь, ценные бумаги компаний этого сектора будут и дальше дорожать", - уверяет президент консалтинговой компании Aviation Dynamics Джулиус Мальдутис.
Однако не все так просто, предупреждают эксперты. Цены на нефть зависят от множества факторов, и даже минимальный рост опасений относительно проблем с поставками этого сырья может вновь взвинтить цены до отметки 150 долл./барр. Причем аналитики пока так и не пришли к единому мнению относительного дальнейшего будущего мирового рынка черного золота. Так, по прогнозам экономистов Morgan Stanley, вскоре баррель нефти подешевеет до 95 долл. Аналитики Goldman Sachs, напротив, уверены, что среднегодовая цена на нефть в 2008г. составит порядка 125 долл./барр., а уже к началу 2009г. баррель черного золота подорожает до 149 долл.
Как бы то ни было, авиаперевозчики сейчас делают все возможное, чтобы поправить свое пошатнувшееся финансовое положение. С этой целью они привлекают кредиты и урезают производственные расходы. Например, 22 августа авиаперевозчик United Airlines объявил о намерении сократить издержки за счет увольнения 7 тыс. сотрудников, а на этой неделе Delta Air Lines сообщила о привлечении возобновляемого кредита размером 1 млрд долл. "Руководство авиакомпаний должно осознавать, что цены на нефть могут начать расти в любой момент. Соответственно, им необходимо принять меры, чтобы избежать в дальнейшем проблем", - полагает аналитик UBS Кевин Крисси.
Напомним, что сегодня, 28 августа, цены на нефтяные фьючерсы Light Sweet и Brent растут четвертый день подряд. Однако существенно цены на черное золото пока не изменились. Так, максимальные цены по сделкам по-прежнему остаются ниже отметки 120 долл./барр. и пока даже не превысили максимальных котировок предыдущего дня.
По состоянию на 13:50 мск цены по сделкам с нефтяными фьючерсами составляли (долл./барр.): Light, Sweet Crude Oil (октябрь) - 118,79 (+0,51) при диапазоне котировок 118,05-119,25; IPE Brent Crude (октябрь) - 116,90 (+0,68) при диапазоне котировок 116,42-117,35.
Эксперты отмечают, что цены на нефть продолжают расти из-за ожиданий падения нефтедобычи на шельфе Мексиканского залива, куда с началом следующей недели (1-2 сентября) ожидается прибытие тропического урагана "Густав". Как полагают специалисты из Национального центра слежения за ураганами, "Густав" может стать сильнейшим ураганом в Северной Атлантике с сезона 2005г., когда на Мексиканский залив обрушились один за другим два мощных урагана, "Катрина" и "Рита", практически уничтожившие город Новый Орлеан.
Покупкам нефтяных фьючерсов также дополнительно способствует информация о дальнейшем сокращении в США запасов бензинов, которые за последние пять недель уменьшились почти на 22 млн барр. Ситуация на валютном рынке, где американский доллар сегодня продолжает дешеветь относительно евро и других валют, тоже обеспечивает благоприятные условия для продолжения покупок нефтяных фьючерсов.