Москва за 10 лет вдвое нарастила темпы строительства метро
За последние 10 лет в Москве ввели в эксплуатацию рекордные 59 новых станций метро (с учетом строительства Московского центрального кольца и Московских центральных диаметров — 150 новых станций). Такие данные привели РБК в департаменте строительства Москвы. По сравнению с прошлыми десятилетиями, когда в среднем каждые десять лет открывалось не более 30 новых станций, темпы выросли в два раза.
Предыдущий рекорд принадлежал периоду с 1961 по 1970 год, когда была простроена и введена в эксплуатацию 31 новая станция. Наименьшее число новых станций (13) было открыто в десятилетие, на которое пришлась Великая Отечественная война (1941–1950 годы). В период с 2001 по 2010 год в Москве были открыты 27 новых станций метро.
Московское центральное и Большая кольцевая
С 2011 года по июль 2021 года московские метростроители ввели в эксплуатацию 123,3 км новых линий (с учетом МЦК, МЦД №1 и № 2 — 309, 3 км), свидетельствуют данные столичного депстроя. Эти темпы также превышают показатели предыдущих десятилетий. Например, в период с 2001 по 2010 год было введено в эксплуатацию 42 км новых линий.
Масштабная программа по строительству московского метро была запущена в 2011 году. Уже через четыре года метро пришло в Новую Москву, еще год спустя удалось запустить движение по МЦК — наземной линии метро. Другим важнейшим этапом программы стал запуск первого участка Большой кольцевой линии (БКЛ), который был запущен в 2018 году. БКЛ претендует на то, чтобы стать самой протяженной подземной кольцевой линией метро в мире. Ее длина составит 70 км, в то время как протяженность нынешнего рекордсмена среди подземных колец — Второй кольцевой линии Пекинского метро составляет 57 км.
Ключевые факты десятилетия
- 2014 год — впервые за 60 лет провели архитектурный конкурс на дизайн метро;
- 2015 год — метро пришло в Новую Москву с запуском станции «Румянцево»;
- 2016 год — открытие движения по МЦК;
- 2016 год — начало строительства первого двухпутного тоннеля;
- 2018 год — открыт первый участок Большой кольцевой линии;
- 2019 год — запуск движения по МЦД.
За МКАД столичное метро впервые шагнуло еще в 2002 году, сегодня количество станций за пределами Московской кольцевой автодороги выросло почти до трех десятков. «На сегодняшний день 29 станций Московского метрополитена размещены с внешней стороны МКАД, к 2024 году количество таких станций увеличится до 37», — заявил глава столичного департамента строительства Рафик Загрутдинов.
Новые станции 2021 года
В текущем году в Москве открыли две новые станции метро — «Народное Ополчение» и «Мневники» Большой кольцевой линии (БКЛ). В будущем со станции «Народное Ополчение» можно будет сделать пересадку на проектную Рублево-Архангельскую линию. У станции «Мнёвники» на территории Мнёвниковской поймы, как ожидается, появится большой городской квартал, первыми жителями которого станут москвичи, переселяемые из пятиэтажек по программе реновации.
«Проект (застройки Мневниковской поймы — РБК) очень большой, и полная реализация его — перспектива на 10–15 лет. Территория будет совершенно цифровизированная — «умные» светофоры, высокоскоростной интернет, элементы искусственного интеллекта в жилье, зарядки для электромобилей, причал для электрических судов», — говорил Загрутдинов в недавнем интервью «Агентству городских новостей».
«До конца этого года мы планируем приступить к организации строительных площадок на участках Рублево-Архангельской линии метро от станции «Шелепиха» до станции «Липовая Роща», — заявил глава столичного депстроя. Согласно проекту, новая Рублево-Архангельская линия протянется на северо-запад столицы от станции БКЛ «Шелепиха» до территории Рублёво-Архангельское.
Москва в тройке лучших мегаполисов мира
Консалтинговая компания McKinsey в своем недавнем исследовании «Транспортные системы 25 городов мира: составляющие успеха» включила Москву в тройку мегаполисов с лучшей транспортной системой. Этому помогло, в том числе, расширение метро и строительство МЦД. Российская столица уступила только Сингапуру и Пекину. С момента выхода предыдущего подобного исследования McKinsey (июнь 2018 года) Москва смогла прибавить три позиции, поднявшись с шестой на третью строчку.
С какими городами сравнивали Москву
В McKinsey изучали транспортные системы в следующих 25 городах: в восьми городах Азии (Пекин, Шэньчжэнь, Шанхай, Токио, Бангкок, Сеул, Гонконг и Сингапур), восьми городах Европы (Лондон, Мадрид, Берлин, Париж, Милан, Стамбул, Москва и Санкт-Петербург), пяти — в Северной Америке (Нью-Йорк, Чикаго и Лос-Анджелес, Торонто и Мехико), двух — в Южной Америке (Буэнос-Айрес и Сан-Паулу), а также по одному в Австралии и Африке (Сидней и Йоханнесбург).
«Для комфортного перемещения по городу важно не только построить метро и дороги, реконструировать железные дороги, но и увязать все это в единый узел, который позволит пассажирам совершать пересадку с максимальным комфортом, не теряя времени и вне зависимости от погодных условий. Для этого в Москве до 2024 года планируется построить 40 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), из которых 35 — на пересечении с радиальными линиями метро», — отмечал в рамках X Московского урбанистического форума Загрутдинов.
Московское метро сегодня
- Метро — самый быстрый общественный транспорт в Москве;
- 41 км/ч — средняя скорость движения поездов;
- Минимальный интервал движения между поездами — 90 сек.
Планы на ближайшее будущее
В Москве продолжаются работы по продлению существующих линий — Сокольнической до станции «Новомосковская», Люблинско-Дмитровской в район Северный, Калининско-Солнцевской во Внуково.
Кроме того, строится новая Троицкая линия. Согласно проекту, это будет новая радиальная линия метро, которая протянется от станции «ЗИЛ» до Новой Москвы. Ранее глава столичного депстроя отмечал, что станция «Университет дружбы народов» Троицкой линии готова более чем наполовину. «С вводом Троицкой линии разгрузятся Калужско-Рижская и Сокольническая линии метро. Строительство очень важно для Коммунарки, Щербинки, Троицка», — сказал Загрутдинов.
В период с 2021 по 2023 год в планах депстроя столицы ввести в эксплуатацию:
- 57,8 км новых линий метро;
- 24 новые станции.
Итого, согласно прогнозам, до конца 2023 года в Москве с учетом введенных МЦК, МЦД-1 и МЦД-2 будет введено 363,7 км новых линий и 172 станции.