Мать убитого в УВД отсудила у России €60 тыс. за отказ бороться с пытками
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) присудил компенсацию €60 тыс. жительнице Санкт-Петербурга Татьяне Шмелевой, сын которой, Денис Выржиковский, в 2010 году был избит до смерти в отделе полиции. Решение опубликовано на сайте суда.
«Государство несет ответственность за гибель сына заявительницы», — постановили судьи ЕСПЧ. Они подчеркнули, что в России расследование уголовного дела против полицейских, предположительно причастных к смерти Выржиковского, так и не было завершено. «Национальные суды ни при каких обстоятельствах не должны допускать, чтобы преступления, связанные с насильственными смертями, оставались безнаказанными», — подчеркивается в решении ЕСПЧ. Восстановление справедливости для жертвы и профилактика новых аналогичных преступлений «невозможны без привлечения к ответственности виновных», указали в Страсбурге.
Отказ от борьбы с пытками
Ранее ЕСПЧ в рамках рассмотрения жалобы Шмелевой рекомендовал России принять «меры по дружественному урегулированию» — изменить законодательство и правоприменительную практику, чтобы эффективнее бороться с пытками в отделах полиции. Такие меры могли бы включать установку камер видеонаблюдения во всех полицейских участках, медосмотры задержанных, разработку строгого регламента по общению полицейских с задержанными и увеличение штата следователей, которые занимаются должностными преступлениями полицейских. Об этом говорилось в обращении в ЕСПЧ адвоката правозащитной организации «Зона права» Ильнура Шарапова, который представляет интересы Шмелевой.
Россия отказалась выполнять эти рекомендации. «Сообщаем вам, что российское правительство не примет меры по дружественному урегулированию», — говорилось в письме в Страсбург уполномоченного от России при ЕСПЧ Георгия Матюшкина.
При этом Россия признала нарушение в отношении Выржиковского статей 2 и 3 Европейской конвенции, где идет речь о праве на жизнь и человечное обращение. Минимум в двух других случаях Россия также признавала нарушения прав избитых в полиции, но от предложенных системных мер отказывалась, объяснял РБК Шарапов.
Гибель Выржиковского
1 октября 2010 года полицейские приехали к Выржиковскому домой: их интересовала его сожительница Ольга Зверькова, подозреваемая в мошенничестве, говорилось в жалобе Шмелевой и адвоката Шарапова. Оба были задержаны и доставлены в УВД по Московскому району Санкт-Петербурга. Там, как впоследствии свидетельствовала Зверькова, их развели по разным комнатам. Зверькова получила около десяти ударов по голове и затылку; Выржиковского связали «ласточкой» и сильно избили. Затем, чтобы скрыть свое преступление, полицейские отвезли Выржиковского и Зверькову в 12-й отдел полиции, заявили его сотрудникам, что нашли их в состоянии алкогольного опьянения и уже избитыми.
Утром следующего дня полицейские вызвали Выржиковскому скорую помощь. Его госпитализировали в 26-ю горбольницу, где он скончался через восемь дней, 10 октября. Медики нашли на его теле множество кровоподтеков и гематом. Выржиковский умер от эмболии сосудов легких, которые были повреждены из-за переломов плечевых костей; также у него развился отек мозга.
Против оперативников Московского УВД Дмитрия Ситникова, Александра Саенко, Руслана Ишталова, Игоря Семенова и Сергея Лучутенкова было возбуждено уголовное дело. Суд рассматривал его дважды, по итогам второго процесса полицейские получили от двух до восьми лет колонии за превышение должностных полномочий и причинение тяжкого вреда здоровью. Апелляция в 2015 году отменила этот приговор и вернула дело в петербургский главк Следственного комитета. Там расследование было приостановлено. Шмелева пыталась обжаловать это решение в суде, но следствие не возобновлено до сих пор.