Почему европейские ценности не то, что о них думают в России
Мы часто слышим сегодня, что ценности русских людей и «европейские ценности» сильно отличаются друг от друга. Это миф. Более того, по таким вопросам, как однополые браки или защита прав верующих, между самими европейцами порой пролегает огромная пропасть.
Свобода и равенство
Прежде всего нужно определить, что мы понимаем под термином «европейские ценности». Я убежден, что это основополагающие принципы, которые названы в статье 2 Договора о Европейском Союзе, а также принципы, перечисленные в Хартии основных прав, приложении к договору. Перечислю их: достоинство, свобода, демократия, равенство, верховенство закона, уважение прав человека, в том числе меньшинств, плюрализм, отсутствие дискриминации, терпимость, солидарность (в том числе социальная солидарность) и равенство между мужчинами и женщинами, гражданские права, правосудие. Есть ли здесь хоть одно слово, под которым не подписался бы каждый?
В то же время есть принципы организации ЕС, которые нельзя зачислить в список фундаментальных европейских ценностей. Среди этих принципов, например, рыночная экономика, защита частной собственности, мультикультурализм, принципы децентрализации, представительной и партисипативной демократии и т. д.
Не нужно путать ценности и с интересами, чувствами, представлениями и симпатиями. Мы, конечно же, можем иметь разные точки зрения по всем этим вопросам, в то же время разделяя общие ценности.
Наиболее противоречивые примеры, которые часто приводятся как проявления европейских ценностей: однополые браки, использование терминов «родитель 1» и «родитель 2» вместо «отец» и «мать», защита прав сексуальных меньшинств, легализация легких наркотиков. В отношении к сексуальным меньшинствам многие видят пропасть между европейским и русским менталитетом.
Но, во‑первых, ни одно из этих понятий не определяется Соглашением о ЕС как «европейская ценность». Хартия основополагающих прав говорит о принципе терпимости и уважения к меньшинствам. Но из этого принципа ни в коем случае не выводится то или иное решение по вопросу однополых браков или усыновления однополыми семьями.
Во-вторых, существуют разные, а иногда и противоположные точки зрения на эти вопросы и внутри ЕС. Мы могли в этом убедиться на примере протестов во время обсуждения вопроса однополых браков во Франции. Еще один очень яркий пример – религия. Отношение к религии в таких странах, как Франция или Финляндия, в некоторых моментах отличается от отношения к этому вопросу в России. Но французская точка зрения точно так же не совпадает и с подходом к этому вопросу в Италии или Польше. Во время разработки Конституции ЕС в 2004 году разгорелась очень длительная дискуссия относительно упоминания христианской религии как основы ЕС. Упоминание о христианских корнях было в итоге вычеркнуто из проекта Конституции по инициативе Франции, страны со светской традицией, где церковь и государство разделены.
Общий кризис
Да, возможно, граждане ЕС иногда более рациональны, а россияне в большей мере идеалисты. Мы часто говорим о знаменитой «русской душе». Но имеет ли это отношение к ценностям? Конечно, нет. Да и в плане такого поведения в самом ЕС есть различия. Недавно в одном из российских аэропортов я наблюдал картину: бабушка взяла баночку варенья для дочери в Праге, и на досмотре сделали исключение и пропустили ее. Да, наверное, сложно представить себе такую ситуацию в Германии. Но, например, в Греции это было бы естественно.
Другой немаловажный вопрос – применение ценностей. И здесь с обеих сторон противоречивые сигналы. Социальная солидарность была провозглашена в качестве одной из ценностей ЕС, но мы наблюдаем сегодня кризис социального государства в ЕС. Мы признали толерантность и отсутствие дискриминации европейскими ценностями, но до сих пор не нашли решения для интеграции иммигрантов в ЕС. Российские политики говорят о неприятии фашизма, и в то же время некоторые из них имеют очень тесные контакты с ультраправыми европейскими партиями.
Кризис ценностей – это не вопрос отношений ЕС и России, это европейский кризис. Мир стал гораздо более сложным, и у нас пока нет ответа на эти новые вызовы. А когда нет четкого ответа, появляется повод для различных толкований. Нам необходим диалог, чтобы прекратить искаженное и неправильное толкование ценностей с обеих сторон. Когда туман рассеется, мы увидим, что на самом деле и не отдалялись друг от друга.