Расширение Евросоюза негативно скажется на экологии
В числе факторов, угрожающих природе, экологи называют строительство новых автодорог и реализацию других инфраструктурных проектов, а также рост производства автомобилей. Кроме того, упразднение внутренних границ облегчит контрабанду редких животных и растений.
Беспокойство экологов вызывает и тот факт, что на территории Евросоюза окажутся атомные реакторы, подобные тому, который взорвался в 1986г. на Чернобыльской АЭС. Как напоминает Greenpeace, два аналогичных реактора до сих пор действуют на территории Литвы. Один из них будет отключен в 2005г., другому предстоит работать до 2009г. Однако эксперт Greenpeace Сюзанне Окзе выражает сомнение в том, что Литва не пойдет на продление этого срока. В первую очередь, озабоченность экологов вызывает то, что на восточноевропейских АЭС (например, чешский Темелин) зачастую нарушаются требования техники безопасности. Однако и на многих западноевропейских атомных реакторах меры предосторожности не отвечают требованиям сегодняшнего дня, констатировала С. Окзе. Причиной такого положения она назвала дефицит в ЕС квалифицированных специалистов для проведения эффективного контроля.
Природоохранные организации подчеркивают, что на территории Восточной Европы обитают растения и животные, которые уже практически не встречаются на западе континента (рыси, бурые медведи, зубры). Кроме того, в восточноевропейских странах сохранились горные и лесные массивы, мало затронутые деятельностью человека, что привлекает западноевропейских любителей природы.
Генеральный директор Всемирного фонда дикой природы (WWF) Клод Мартен выразил опасение, что расширение Евросоюза и последующий туристический бум нанесут непоправимый ущерб экологии "новых" стран ЕС. С одной стороны, законы и стандарты, действующие на территории ЕС, во многих случаях являются более жесткими, нежели устаревшие правила в "новых" странах. В связи с этим крупные инвестиции идут на строительство сооружений по очистке сточных вод и утилизации мусора, на разработку других, более эффективных природоохранных технологий. В то же время, немалые финансовые дотации ЕС направляются на интенсификацию сельского хозяйства, а также на реализацию планов по строительству автодорог.
Приоритет развития экономики заставляет многое приносить в жертву, и такая установка таит в себе немало опасностей, рассуждает на страницах немецкого журнала Naturschutz Heute эксперт немецкого общества защиты природы Nabu Клаус Майр. Пример тому - не только строительство новых автострад. Ощутимый удар по неповторимому ландшафту Восточной Европы может также нанести аграрная и региональная политика ЕС - в том случае, если она будет проводиться односторонне, считает эксперт.
WWF опасается, что расширение ЕС на восток и упразднение границ с "новыми" странами чревато всплеском контрабанды редких видов животных и растений. К тому же пражский и варшавский аэропорты считаются перевалочными пунктами на пути нелегальной транспортировки зернистой икры из России, а также рептилий со всего мира. В связи с этим WWF выступает с требованием увеличить число квалифицированных сотрудников на таможенных службах, в полиции и природоохранных ведомствах, а также призывает к более тесному сотрудничеству с местными властями.