X5 и Metro ждут под землей
Центру Москвы не хватает продуктовых магазинов — слишком высока цены аренды для них. Но ведь мини-маркеты можно открывать в реконструированных подземных переходах, решил департамент торговли и услуг столицы. Протестировать семь точек было предложено X5 Retail Group и Metro C&C.
В ходе реконструкции семи пешеходных переходов в центре Москвы образовались помещения, подходящие под магазины шаговой доступности. Эти помещения были предложены крупным сетевым ритейлерам, сообщил РБК глава департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. «Мы давно с коллегами из департамента транспорта и ЖКХ проговаривали создание более цивилизованной торговли в переходах. Те четырехметровые ларечки, что есть сейчас, на 90% торгуют галантерейным ширпотребом, но ведь продукты важнее», — объясняет Немерюк.
Город предлагает ритейлерам семь помещений размером от 100 до 300 кв. м на Смоленском бульваре, 10/1, Большой Спасской, 2, Земляном Валу, 42, улице Академика Сахарова, 12, Садовой-Черногрязской, 22, Новом Арбате, 28, Краснопресненской набережной, 14/1.
Соответствующие предложения получили две компании — X5 Retail Group (магазины «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.) и Metro C&C. У остальных ритейлеров нет подходящих форматов торговли, считает Немерюк. X5, по его данным, развивает сети «Перекресток-экпресс» и «Копейка» (100—600 кв. м). У российской «дочки» немецкой Metro C&C существует франчайзинговый проект «Фасоль» (80—150 кв. м).
Представители обеих компаний подтвердили РБК получение предложения. «Мы ведем переговоры с департаментом, рассматриваем различные варианты размещения, но никаких решений не принято», — сообщил менеджер по связям с общественностью X5 Роман Черешнев. Руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям Metro C&C в России Оксана Токарева уточнила, что идея департамента «пока в стадии обсуждения».
Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов считает, что помещения под землей вряд ли подойдут большинству сетевых игроков. Действительно, требования к продуктовым магазинам выше, чем к другим торговым объектам: там должны быть особая канализация, водопровод и вентиляция, перечисляет Немерюк.
По его словам, если крупные ритейлеры не захотят занять помещения, департамент готов рассмотреть предложения других компаний. Городу важно решить проблему нехватки именно продуктовых магазинов в ЦАО. По данным Мосгорстата, на конец 2012 года в Центральном административном округе Москвы было 3813 магазинов различных форматов, торгующих продовольственными товарами. Исходя из количества москвичей, зарегистрированных в ЦАО, получается около пяти магазинов на тысячу человек.
Основная причина, почему ритейлерам трудно развиваться в центре города, — ограниченное количество подходящих площадок и слишком высокая ставка аренды, объясняет гендиректор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. Ставки аренды в переходах еще не определены, но как обещает глава департамента торговли и услуг, «они будут разумными».