Росавиация предупреждает о помехах в небе над Украиной
"По поступившей от одной из российских авиакомпаний информации, 24 апреля 2014г. при выполнении полета по маршруту Стамбул - Москва на самолете А321за 60 миль до пролета Днепропетровска произошел отказ двух GPS. После пролета госграницы, в районе Белгорода, работа GPS восстановилась", - говорится в извещении.
Росавиация рекомендовала авиакомпаниям "провести анализ имевшихся ранее сбоев в работе бортовых приемников GNSS (стандарт Global Navigation Satellite Systems, включает системы GPS, ГЛОНАСС) за январь-апрель 2014г." и далее производить сбор и анализ информации о происходящих в полете случаях сбоев в работе бортовых приемников GNSS. Обо всех случаях, "создавших или могущих создать угрозу безопасности полетов", авиакомпании должны докладывать ведомству.
UTair получила рекомендацию Росавиации, сказал представитель авиакомпании. Правда, случаев отказа систем GPS при полете над территорией Украины авиакомпания пока не зафиксировала. "Ситуацию мониторим", - подчеркнул собеседник РБК.
Представитель "Трансаэро" также подтвердил получение уведомления Росавиации, добавив, что "наряду с GPS все самолеты авиакомпании оборудованы другими навигационными приборами". "Аэрофлот" пока не смог прокомментировать ситуацию. Но источник, близкий к руководству компании, сообщил, что "за последние дни выявлены случаи отключения GPS навигации над зоной Черного моря и воздушного пространства Украины, что, скорее всего, подтверждает действия США по блокированию определенной зоны для приема сигналов спутников".
Вместе с тем собеседник РБК отметил, что на уровень безопасности полетов данные действия прямого влияния не имеют в связи с тем, что основная система навигации воздушных судов "Аэрофлота" - это инерциальные системы, GPS используется для коррекции и в некоторых случаях - для захода на посадку. В S7 комментариев получить пока не удалось.
Международная организация гражданской авиации (ICAO) ранее выпустила информационное письмо с анализом подобной проблемы, зафиксированной в 2011г. в районе полетной информации Инчхон (Южная Корея), напомнила Росавиация.
Весной того года сигналы, создающие помехи для работы GPS, передавались из пункта на территории КНДР и оказали воздействие на приемники GPS более чем тысячи бортов авиакомпаний из 16 государств. Авиационных происшествий удалось избежать, но несколько самолетов уходили на второй круг из-за предупреждающего сигнала GPWS (система раннего предупреждения столкновения с землей). По данным ICAO, пропадание сигнала GPS и предупреждающие сигналы GPWS повышают нагрузку пилота, вынуждая его сверяться с другими аэронавигационными системами, а также повышают психологическую нагрузку на экипаж.
Кроме того, уход на второй круг увеличивает полетное время, приводя к росту затрат, расхода топлива и вызывая тревогу среди пассажиров на борту, а так как "заход на посадку является критическим этапом полета, блокировка сигналов GPS может потенциально способствовать авиационному происшествию при выполнении подхода и посадки".
В прошлом месяце, по данным Министерства связи РФ, российским спутникам также были созданы помехи. 15 марта министерство заявило, что против российских телевизионных спутников применили некие средства радиоэлектронной борьбы с территории на западе Украины.
Елена Аттикова