Глава "Аэрофлота": Высшее образование для пилотов надо отменить
"Приведу живой пример. Пять лет пилота готовят в высшем учебном заведении. Он приходит к нам, не имея нормального английского языка, без которого летать сегодня в мире невозможно. Он никогда не видел хорошей машины. И в результате нам приходится доучивать его еще 1,5-2 года в специально созданной школе "Аэрофлота". Выходит, 100-120 тыс. долл. тратит за пять лет государство, непонятно зачем давая пилоту высшее образование, а потом мы его доучиваем еще за 60 тыс. долл. Итого 160-180 тыс. и семь потраченных лет", - пояснил В.Савельев.
В качестве удачного примера он привел систему образования в США или Европе, где у будущего пилота должно быть только отменное здоровье и среднее образование: "Пройдя тесты, вы два года учитесь, получаете лицензию на легкомоторный самолет, налетываете 1,5 тыс. часов - на это уходит где-то 1,5-2 года. То есть реально через 3-4 года вы получаете лицензию пилота, который может летать на современных Boeing и Airbus".
Гость программы сообщил, что "Аэрофлот" уже обратился в правительство РФ с письмом, в котором просит Министерство образования РФ и Министерство транспорта РФ пересмотреть норму, обязывающую пилота иметь высшее образование, и перестроить процесс обучения. "Надо от этого просто открыто уйти. Если пилот сам хочет получить высшее образование - пожалуйста, пусть получает, к примеру, заочно", - добавил В.Савельев.
Отвечая на вопрос ведущего программы, директора по макроэкономическим исследованиям национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" С.Алексашенко, испытывает ли компания дефицит пилотов, глава компании сообщил, что в "Аэрофлоте" на 106 самолетов приходится 1 тыс. 700 пилотов и этого недостаточно. "У нас есть дефицит командиров воздушных судов, из-за этого мы не можем чаще летать, чем могли бы. Этот дефицит касается не только "Аэрофлота", он касается всех авиакомпаний России", - отметил В.Савельев. Среди главных причин он назвал содержащийся в Воздушном кодексе РФ запрет брать на работу иностранцев даже из ближнего зарубежья.
Рассуждая о проблемах российских авиакомпаний и о том, что ждет их в будущем, В.Савельев одной из самых болезненных точек в развитии этого сектора экономики назвал крайне отсталую наземную инфрастуктуру.
"Наземная инфраструктура - самое узкое место. Давайте посмотрим: сколько аэропортов в США? Более 20 тыс. При этом территория России больше Америки раза в два. Как мы можем покрыть эту территорию, если у нас всего 300 аэропортов, из которых 60 могут принимать современные суда, и то не по всем категориям? То, что Шереметьево сегодня может сделать 35 взлетно-посадочных операций в час - очень маленький показатель. Аналогичные аэропорты в других странах делают до 80 аналогичных операций", - напомнил В.Савельев. "Если мировые аэропорты имеют в среднем 40-процентный запас мощности, т.е. могут развиваться, то у Шереметьево этот запас - минус 27%. Мы не сможем взлетать уже через год, потому что у нас не будет даже места для стоянок", - добавил он.
По мнению главы "Аэрофлота", перечисленные проблемы касаются не конкретных российских аэропортов и в том числе Шереметьево, где располагается "Аэрофлот". Это проблема управления воздушным движением Московского авиаузла.
Гость программы отметил, что "Аэрофлот", готовя стратегию своего развития до 2025г., проводил консультации с компанией Boeing по перспективам масштабных закупок новой техники. Заключение Boeing свелось к следующему: у компании будут возможности использовать приобретаемые самолеты только в том случае, если удастся перестроить российскую систему управления воздушным движением, которая не пересматривалась с 1970-х гг.
"Посмотрите, что такое современная машина: Airbus или Boeing может сесть в полном тумане. Но даже притом что у "Аэрофлота" есть такие самолеты, а у нас - самый молодой парк в Европе и опытные пилоты, которые имеют специальные допуски на посадку, если аэронавигационное оборудование аэропортов отстает от современных требований, мы не можем сесть", - проиллюстрировал В.Савельев необходимость скорейшей реконструкции наземной инфраструктуры. Но для этого государству нужны деньги, указал ведущий программы С.Алексашенко.
По словам гендиректора "Аэрофлота", парадокс в том, что по заключению все той же компании Boeing, на модернизацию воздушного движения Московского авиаузла, которая существенно увеличит вылеты во всех аэропортах Москвы, требуется примерно 40-50 млн долл. При этом Федеральная целевая программа по развитию гражданской авиационной техники до 2015г. предусматривает расходы в размере около 3 млрд долл. А чтобы, к примеру, построить взлетно-посадочную полосу, требуется более 1 млрд долл. "Так, может быть, проще начать с того, что поменять управление воздушным движением, дать возможность чаще взлетать? Да, полосы все равно строить надо, но это уже следующий шаг", - предложил В.Савельев.
Отвечая на вопрос, что еще сдерживает развитие авиакомпании, гость программы указал на то, что российские аэропорты и авиакомпании скоро окажутся в еще менее выгодной ситуации, т.к. уже существуют технологии, позволяющие резко сократить время обслуживания пассажира на территории аэропорта. "Западные технологи предлагают такую конструкцию: пассажир должен от бордюра, где он оставил свой автомобиль, до салона самолета пройти за 15 минут. Вас не заставят раздеваться - уже существуют специальные интеллектуальные видеокамеры, специальные люди, которые этим занимаются. В итоге в наших аэропортах мы будем сажать пассажира за час, а они - за несколько минут. Оборот у них сразу будет мощнее", - перечислил В.Савельев последние достижения аэропортового бизнеса, которые обсуждались в Сингапуре на недавней конференции IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта).
Гендиректор "Аэрофлота" отметил, что компания обращается в госорганы со многими предложениями, в том числе касающимися использования мирового опыта в части управления воздушным движением. Но государство по-прежнему неповоротливо и не успевает за жизнью, а "модернизация - насущный лозунг сегодняшнего дня", - добавил С.Алексашенко.
Программа "Диалог с…" выходит в эфир РБК-ТВ по будням в 20:35, повтор - на следующий день в 13:35 и в выходные. В роли ведущих выступают профессиональные финансисты, знаковые фигуры российской экономики: Михаил Хазин (понедельник), Виктор Геращенко (вторник) и Сергей Алексашенко (четверг). "Диалог с…" - это разговор о самых острых и злободневных вопросах российской финансовой жизни. Именно здесь можно узнать из первых уст, какова действительная расстановка сил в российской экономике, каковы перспективы развития и кризисные явления в мире.