Минвостокразвития «нашло» пропавшие 65 млрд на аэропорты
Минтранс и Росавиация исключили из госпрограмм 40 проектов строительства и реконструкции аэропортов на Дальнем Востоке и секвестрировали общий бюджет на 64,9 млрд руб. из-за значительного затягивания реализации этих проектов, рассказали РБК в Минвостокразвития. Одной из причин задержек стали проволочки при подготовке проектно-сметной документации, пояснили в ведомстве.
Во вторник, 28 ноября, вице-премьер Юрий Трутнев рассказал о пропаже большей части бюджета из 106,1 млрд руб., выделенных на 56 проектов реконструкции и строительства аэропортов на Дальнем Востоке в 2013 году. Эти деньги должны были пойти на наиболее социально значимые аэропорты, «без которых, как правило, людям вовремя не попасть в больницу или роддом», отмечал глава Минвостокразвития Александр Галушка. Трутнев уточнил, что сегодня достаточной авиационной доступностью не обладает около 70% территорий региона.
Премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение разобраться в причинах произошедшего.
«При своевременном исполнении Росавиацией мероприятий государственных программ сеть аэропортов на Дальнем Востоке смогла бы обеспечить потребности населения в транспортной доступности», — сообщили РБК в Минвостокразвития. Минтранс включил в программу девять реализуемых проектов на общую сумму 7,7 млрд руб. и «не обеспечил финансированием 29 мероприятий на сумму 54,4 млрд руб.», указали в ведомстве.
Сейчас фактически завершено лишь три проекта в аэропортах Петропавловска-Камчатского (Елизово), Южно-Сахалинска и Николаевска-на-Амуре — 3,5% от общей суммы финансирования.
По данным ведомства, в настоящее время реализуется 13 проектов на общую сумму 37,5 млрд руб. — 35,3% всего объема финансирования. Это строительство нового терминала в аэропорту Хабаровска, реконструкция аэропортов Магадана, Благовещенска, Якутска, Зеи, Среднеколымска, Тикси, аэропортов в поселках Чокурдах, Саккырыр и Экимчан на севере Якутии, аэропорта в поселке Оссора на Камчатке, поселках Бомнак и Некольское в Амурской области. Но реализация этих проектов сильно затягивается — на срок от одного года до нескольких лет.
Позже Минтранс пояснил на запрос РБК, что план развития аэропортов затягивается из-за сокращения финансирования госпрограмм «Развитие транспортной системы России» и «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока», из-за чего Росавиация как исполнитель работ получала меньше денег. С 2014 года господдержка сократилась на 66,3% — с 73,6 млрд до 24,8 млрд руб. «За счет этих средств до конца текущего года будет выполнено лишь 17 из 40 ранее запланированных мероприятий», — констатировали в Минтрансе. В ведомстве полагают, что «решение вопроса [авиасообщения с труднодоступными регионами] потребует кардинального увеличения финансирования».
Всего на Дальнем Востоке действует 82 аэропорта и аэродрома, более половины из них — грунтовые, уточнили в Минвостокразвития. Как сообщил Юрий Тутнев, в регионе «из [существовавших] 470 аэропортов и посадочных полос осталась одна шестая часть».