Умер лауреат Нобелевской премии Алексей Абрикосов
Советский и американский физик, лауреат Нобелевской премии Алексей Абрикосов скончался в возрасте 88 лет, сообщил радиостанции «Эхо Москвы» бывший министр образования и науки России Дмитрий Ливанов.
Абрикосов родился в Москве 25 июня 1928 года в семье ученых-паталогоанатомов, его отец происходил из семьи известных московских фабрикантов и благотворителей. В1948 году окончил физический факультет МГУ, под руководством легендарного Льва Ландау написал кандидатскую диссертацию и в 1951 году защитил ее. Позднее выдвинул идею о существовании сверхпроводников второго рода, сохраняющих свои свойства даже в присутствии сильного магнитного поля, и сумел объяснить их свойства образованием регулярной решетки магнитных линий, которые окружены кольцевыми токами. Такая структура получила название «вихревой решетки Абрикосова».
Кроме того, Абрикосов предсказал явление бесщелевой сверхпроводимости и предложил теорию бесщелевых проводников, разработал теорию высокотемпературной сверхпроводимости и теорию полуметаллов типа висмута.
В 1964 году Абрикосов был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, в 1982-м удостоен Государственной премии СССР, в 1987-м стал действительным членом Академии наук СССР (оставался академиком РАН до своей смерти), в 1988-м возглавил Институт физики высоких давлений в Троицке, однако в 1991 году принял приглашение Аргоннской национальной лаборатории в Иллинойсе и эмигрировал в США.
В 1999 году Абрикосов принял гражданство США (сохранив российское), а в 2003 году совместно с Виталием Гинзбургом и Энтони Леггетом был удостоен Нобелевской премии по физике за «основополагающие работы по теории сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей».
Поздравляя ученого с присуждением ему Нобелевской премии, президент России Владимир Путин тогда написал в своей телеграмме, что россияне «искренне гордятся успехом своего соотечественника».
«Эта награда — еще одно подтверждение богатейших традиций и потенциала нашей научной школы. Результаты Ваших исследований стали краеугольным камнем в целом направлении фундаментальной физики, позволили раздвинуть границы знаний о природе и ее законах», — писал Путин.
Сам Абрикосов в интервью «Российской газете» заявил, что Нобелевская премия была присуждена ему за работу, которую он делал в 1950-х годах.
«Нас всех троих [с Гинзбургом и Леггетом] объединяет не только близость тематики, но и то, что мы, как говорится, вовремя не получили эти премии. Вот комитет, видимо, и решил исправить положение», — пояснил Абрикосов.
Свой отъезд из России ученый объяснял не погоней за житейскими благами («У меня и в Москве были вполне приличные жизненные условия, так что не из-за этого я сюда поехал»), а отсутствием возможностей для занятия фундаментальной наукой в России образца 1990-х годов, когда экономика «катилась вниз», а также неустойчивостью политической обстановки 1991 года.
«Явно назревал какой-то заговор, это я отчетливо чувствовал. И понимал: если он будет успешным, то границы опять закроют, и тогда уже поздно будет. Поэтому я и решился», — говорил Абрикосов в интервью «Российской газете».
В 2005 году академик Георгий Заварзин в своей статье, опубликованной в «Вестнике Российской академии наук», написал, что перед отъездом в США Абрикосов выразил на Общем собрании АН СССР «свое неприязненное отношение к русскому народу».
Сам Абрикосов в интервью «Радио Свобода» чуть ранее объяснил нежелание приезжать в Россию тем, что ему «не очень нравится то, что там происходит».
«Говорят о демократии, говорят о рыночной экономике, на самом деле все идет прямо в обратную сторону. В России в свое время, когда я там был, я натерпелся достаточно. И по этому случаю я горжусь тем, что эта премия считается за Америкой. Я этим горжусь», — сказал тогда Абрикосов.
До Абрикосова и Гинзбурга Нобелевские премии по физике получили еще восемь уроженцев СССР и России (Павел Черенков, Игорь Тамм и Илья Франк (1958), Лев Ландау (1962), Николай Басов и Александр Прохоров (он, правда, родился в Австралии, но вернулся в Россию еще ребенком) (1964), Петр Капица (1978) и Жорес Алферов (2000), после — Андрей Гейм и Константин Новоселов (2010). Последние трое — единственные оставшиеся в живых физики-нобелиаты российского происхождения, при этом Гейм и Новоселов давно живут и работают за границей, Алферов же не только занимает пост вице-президента РАН, но и является депутатом Госдумы от КПРФ.