Умер арестованный после заявлений Райкина ректор ВШСИ
В Москве умер ректор Высшей школы сценических искусств Анатолий Полянкин, сообщил РБК адвокат Владимир Астафьев. Даты похорон пока нет, добавил он.
Полянкину было 70 лет. В апреле суд отправил его под домашний арест. Против ректора было возбуждено дело о мошенничестве после заявлений бывшего художественного руководителя ВШСИ Константина Райкина.
Как сообщила РБК жена Полянкина Альфира Арсланова, он умер в одной из московских больниц 29 июня. Супруга рассказала, что после задержания и помещения в изолятор временного содержания здоровье ее мужа резко ухудшилось. Затем, когда его перевели под домашний арест, эта изоляция, «психологическое давление в виде развернувшейся против него кампании, а также лишение возможности посещать лечащего врача» также существенно усугубили состояние Полянкина, продолжила она. По словам Арслановой, «право на встречу с врачом 70-летний человек получил только через месяц изоляции от мира, и в тот день, 13 мая, на приеме он был в тяжелейшем состоянии».
Тогда Полянкина доставили в реанимацию. Выписали его 6 мая «с медицинским запретом на участие в следственных действиях, поскольку любой стресс мог привести к его гибели», рассказала супруга. Однако после этого ректора вызвали на допрос «с принудительной доставкой», после чего менее чем за сутки до мероприятия оно было перенесено. Но допрос уже не состоялся — Полянкин умер.
Как отметила Арсланова, накануне суд отказал Райкину в защите чести и достоинства, посчитав достоверной информацию, которую ранее опубликовал ректор. «Это было началом пути восстановления чести и имени Анатолия Есеевича, пути, который он не смог завершить из-за своего физического ухода», — заключила она.
В начале апреля Полянкин объявил о приостановке работы ВШСИ (Театральной школы). Он объяснил решение тем, что материальное положение института уже долгое время существенно ухудшалось. Такая ситуация, как говорилось в документах учебного заведения, сложилась из-за снижения экономической активности после пандемии и из-за того, что студенты систематически несвоевременно платили за обучение.
В том же месяце, 12 апреля, Полянкин уволил Райкина. До этого ректор обвинял худрука в том, что тот «отпугивает» благотворителей от финансирования Театральной школы, запрещает создавать онлайн-курсы преподавания актерского мастерства и режиссуры и «принимать преподавателей на кафедру актерского мастерства и режиссеры, если они — не члены семьи Райкиных».
В свою очередь Райкин отметил, что узнал о своем увольнении еще месяцем ранее. По его словам, это был еще один шаг Полянкина к «целенаправленному методичному уничтожению» вуза.
Приостановку его работы худрук счел аморальным. Как заявил Райкин, Полянкин принял это решение, не обсудив его с ним, преподавателями, студентами, членами попечительского совета или благотворителями. По мнению худрука, именно его присутствие в школе связано с продолжающейся поддержкой благотворителей, в то время как Полянкин регулярно выводил средства на подконтрольные ему юридические лица.
После приостановки работы Театральной школы студенты подали коллективный иск, и суд встал на их сторону, разрешив им доучиться в этом году и сдать экзамены.
Полянкина же 15 апреля арестовали по делу о мошенничестве, открытом по заявлению Райкина. Речь идет о конфликте, который произошел между ректором и худруком в прошлом году. Тогда Полянкин подал иск о ликвидации Фонда поддержки и развития культуры имени Аркадия Райкина (Константин Райкин и Полянкин — его учредители). В результате, как заявили адвокаты Райкина, здание Театральной школы должно было перейти подконтрольным Полянкину компаниям. Суд тогда иск не удовлетворил.
В рамках уголовного дела против ректора Райкин заявил, что тот обманом заставил его подписать документы о передаче всех своих активов Полянкину и людям, в интересах которых он мог действовать. В числе таких активов оказались в том числе Театральная школа и часть ТЦ «Райкин Плаза». Нанесенный ему ущерб Райкин оценил в 800 млн руб., причем это лишь кадастровая стоимость недвижимости, сообщал «Коммерсантъ».
Полянкин же заявил, что здание Театральной школы никто «не крал», оно принадлежит Фонду поддержки и развития культуры, который, в свою очередь, отдал его вузу в безвозмездное пользование. Как утверждал ректор, с 2020 года он получал от Райкина требования, в соответствии с которыми худрук «должен безвозмездно получить полный и единоличный контроль над зданием школы».
Защита просила отпустить Полянкина под залог, но его оставили под домашним арестом. Приостановку работы ВШСИ суд признал незаконной. Ее возглавит Райкин.