Главного фигуранта «кокаинового дела» Ковальчука этапировали в Россию
Предприниматель из Германии Андрей Ковальчук, которого в России обвиняют в контрабанде почти 400 кг кокаина из Аргентины в Россию по дипломатическим каналам, доставлен в Россию. Об этом РБК сообщил его адвокат Владимир Жеребенков.
«Его привезли в пятницу самолетом. Честно говоря, он в шоке. Сопровождали четверо сотрудников. Утром из камеры вывезли и отправили», — рассказал РБК Жеребенков. По его словам, в понедельник, 30 июля, следователи МВД предъявили Ковальчуку обвинение по ст. 229.1 УК (контрабанда наркотиков), которое ему ранее выписали заочно.
Сейчас Ковальчук находится в спецблоке «Матросской Тишины», который также называют «кремлевским централом» — это небольшой (120 мест) изолятор федерального подчинения, который неофициально контролируется Федеральной службой безопасности. Там уже содержатся другие фигуранты «кокаинового дела».
Ковальчук был задержан в Германии 1 марта, на следующий день его поместили в берлинскую тюрьму Моабит. Российская генпрокуратура направила немецким коллегам запрос на экстрадицию Ковальчука. В августе-сентябре его должен был рассматривать высший суд Берлина.
Защита бизнесмена возражала против его отправки в Россию, ссылаясь на то, что по российскому УК ему грозит наказание до пожизненного лишения свободы, а условия местных СИЗО и колоний — «катастрофические». «Господин Ковальчук готов к уголовному преследованию в немецком суде, поскольку только он может исходить из принципа справедливого судебного разбирательства», — говорилось в письме его немецких адвокатов, направленном в берлинский суд.
«Немецкие адвокаты тоже в шоке: 6 [июля] они получили уведомление о том, что Ковальчука можно экстрадировать в Россию без суда. Но срок обжалования — месяц. Его немецкий адвокат Александр Гамбург имел право обжаловать это решение до 6 августа, на этой неделе они собирались подать жалобу. Почему этапировали до истечения этого срока, мы не можем понять», — сказал РБК Жеребенков.
Сейчас Ковальчук, по его словам, отказывается от дачи показаний. Новая позиция его защиты будет выработана на этой неделе.
В феврале министр безопасности Аргентины Патриция Буллрич рассказала, что сотрудники российского посольства в Буэнос-Айресе обнаружили 389 кг кокаина на территории школы при диппредставительстве. Еще в декабре 2016 года посол России Виктор Коронелли передал министру информацию о наркотике; тогда чемоданы с ним оснастили GPS-датчиками, а содержимое заменили на муку. Спустя почти год груз был переправлен в Россию под контролем спецслужб — это было нужно, чтобы раскрыть всю цепочку контрабандистов. При этом в спецоперации использовался борт специального летного отряда (СЛО) «Россия», его маршруты совпадали с перемещениями главы Совбеза Николая Патрушева.
Следственный департамент МВД России считает, что кокаин принадлежал Ковальчуку, который с помощью российских сообщников планировал в дальнейшем перепродать его в Европе. В Москве арестованы трое обвиняемых по «кокаиновому делу»: это бывший завхоз посольства Али Абянов, которому Ковальчук, по версии следствия, оставил груз на хранение и поручил организовать его отправку в Россию, а также предприниматели Владимир Калмыков и Иштимир Худжамов, которых задержали, когда они пришли за грузом на склад МИДа в Москве. Ковальчук, Калмыков и Худжамов настаивают, что пытались переправить в Россию не наркотики, а кофе элитного сорта Kopi Luwak, который был заменен на кокаин в результате провокации.
Еще двое обвиняемых арестованы в Аргентине: это полицейский из Буэнос-Айреса Иван Близнюк, который курировал охрану посольства, и механик Александр Чикало. Оба они — граждане Аргентины. Близнюк занимался организацией совместных мероприятий МВД России и полиции Аргентины, и в этом качестве он общался с замминистра внутренних дел Игорем Зубовым и послом Виктором Коронелли, рассказывали источники РБК.
Ковальчука сотрудники посольства считали «куратором» из спецслужб, влиятельным офицером со связями в силовых и дипломатических кругах, рассказывал РБК адвокат Александр Костанянц, защищающий Абянова. В МИДе неоднократно заявляли, что Ковальчук не являлся сотрудником ведомства.