2. Торговец мечтой
Бессмертная профессия
Рекламисты могут с полным правом говорить о древности своей профессии. Еще 3 тыс. лет назад древневавилонские торговцы ходили с глиняными табличками на груди, рассказывающими о продаваемых ими товарах. А на улицах Афин в античные времена глашатаи расхваливали продававшихся рабов, домашних животных и другие товары.
Первое газетное объявление появилось в середине 17-го века на страницах лондонского издания и сулило вознаграждение тому, кто найдет 12 украденных лошадей. А рекламное агентство-пионер открылось в Англии в 1812г.
В среднем по миру рекламный рынок составляет 1% от ВВП страны. В России эта доля несколько ниже, но все же составляет более полпроцента ВВП, а в будущем этот рынок ждет рост. Поэтому стране будет требоваться все больше копирайтеров и креативных продюсеров. "Если в России будет нормальный рынок, он не сможет существовать без рекламы. Если есть рынок, нужны рыночные коммуникации, и реклама никогда не устареет", - объясняет президент российского отделения Международной рекламной ассоциации Борис Еремин.
Руководитель отдела аналитики портала Superjob.ru Валерия Чернецова предсказывает большие заработки тем, кто находится на стыке двух динамично развивающихся областей и занимается рекламой в Интернете: менеджерам по интернет-маркетингу, блогерам, комьюнити-менеджерам. Светлое будущее ждет бренд-менеджеров и BTL-менеджеров.
Однако как и в любой творческой профессии, здесь будет существовать ощутимый разрыв между зарплатой профессионала высокого уровня и рядовыми сотрудниками.
Где учат
Россия на несколько десятилетий отстает от Запада в сфере рекламы, поэтому есть смысл получать профильное образование на чужбине. Тем более что в зарубежных вузах основные дисциплины читают рекламисты-практики. В нашей стране специалистов по рекламе начали готовить только в 1995г. Тем не менее, необходимые знания можно приобрести как в специализированных вузах (Международный институт рекламы, Высшая школа рекламы, Институт дизайна), так и на факультетах рекламы в университетах более широкого профиля (Российский государственный гуманитарный университет, Московский государственный университет им.Ломоносова, Российский новый университет и др.).
Стереотипный рекламист
Герои своего времени, рекламщики нередко оказываются главными действующими лицами голливудских фильмов. Обычные люди в вечном поиске идей, как же продать подкрашенные в PhotoShop'e мечты о счастье. В качестве источника вдохновения может использоваться все – от сильных эмоций до наркотиков. Классический разочаровавшийся рекламщик – бегбедеровский персонаж "99 франков".
Российских копирайтеров воспел Виктор Пелевин. В отличие от западных коллег, они оказались в деле совершенно случайно, однако это никак не сказалось на степени их разочарованности и источниках вдохновения. "Главная задача рекламы - показывать людям других людей, которые сумели обмануться и найти счастье в обладании материальными объектами. На самом деле такие обманувшиеся живут только в клипах. Всегда рекламируются не вещи, а простое человеческое счастье. Всегда показывают одинаково счастливых людей, только в разных случаях это счастье вызвано разными приобретениями. Поэтому человек идет в магазин не за вещами, а за этим счастьем, а его там не продают", - объясняется в культовом романе В.Пелевина.
Рекламные анекдоты
Вечер. Небольшой ресторан. Один из клиентов обращается к официанту:
- Почему вчера за те же самые деньги мне дали порцию в два раза больше, чем сегодня?
- А где Вы сидели?
- У окна.
- Тем, кто сидит у окна, мы даем порцию больше, потому что это реклама для тех кто, снаружи!
Специалиста по маркетингу спрашивают:
- Правда ли, что на любой товар можно найти покупателя?
- Конечно.
- Предположим, у меня есть мешок старых, ржавых, гнутых гвоздей. Что с ним делать?
- А разве у Вас рядом нет мастерской по ремонту шин?