"Болотное дело" попадет в единый школьный учебник истории
По его словам, протестная активность россиян будет освещена в разделе новейшей истории, посвященном событиям в период с 2000г. по май 2012г. "Содержание учебников полностью зависит от авторов, поскольку в концепции даны общие формулировки, которые позволяют авторам учебников включить практически любые события. Скорее всего, попадет и "болотное дело", и другие протестные события этого периода, но насколько подробно они будут описаны, пока сказать сложно", - отметил С.Журавлев.
Сегодня, 30 октября, состоится итоговое заседание президиума Российского исторического общества (РИО), которое подведет итоги работы над концепцией учебника. Если президиум РИО ее одобрит, документ отправят на утверждение В.Путину. После этого будет объявлен конкурс на написание учебника, в котором смогут принять участие коллективы ученых и школьных преподавателей, а также отдельные авторы. Затем конкурсная комиссия, которая будет формироваться при участии Минобрнауки и РИО, объявит итоги конкурса.
С.Журавлев заявил, что существует вариант, при котором победит не один учебник, а несколько. В этом случае у школ останется какой-то выбор. При этом речь идет о создании не только учебника, но целого учебно-методического комплекса, в который входят учебник, книга для учителя, наборы карт и схем для обучающихся.
По данным издания, "период с 2000г. по март 2012г. будет писаться особым порядком по той причине, что многие начавшиеся в ту пору процессы еще не завершены, и оценивать их пока рано".
События, произошедшие после выборов в Госдуму в декабре 2011г., уже изложены в учебнике, написанном специалистом по новейшей истории Александром Даниловым. Автор уверен, что участникам акций протеста в 2011-2012гг. не стоит посвящать отдельный раздел учебника.
"Не нужно посвящать отдельные разделы оппозиции, но нельзя и не сказать об этом совсем. Мы, например, написали, что после выборов в Госдуму в 2011г. состоялись массовые акции как в поддержку, так и против итогов выборов, которые вызвали большой общественный резонанс", - заявил он.
Доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский считает, что период конца 2011г. - начала 2012г. - главное, ради чего стоило затевать написание учебника.
"События конца 2011г. - начала 2012г. показали, что традиционное, столетиями существующее отношение к власти изменилось. Люди перестали думать, что от них ничего не зависит. Они поверили, что, если заявить о своей позиции и предпринимать какие-то действия, можно изменить ситуацию. Это был сигнал, что народ перестал быть бессловесной, покорно выполняющей все, что ему скажут, массой", - отметил ученый.
Профессор МГИМО, историк Андрей Зубов напомнил, что в историографической традиции, особенно в России, не принято писать про действующего правителя. "Всегда заканчивается на том, что такой-то царь умер, взошел на престол новый, и больше о нем ничего не говорится, потому что его правление еще не закончилось, а как закончится - никто не знает", - отметил он.
По оценкам создателей, единый учебник отечественной истории полностью будет внедрен в учебный процесс не раньше 2020г.