Из единого учебника истории исчезнет татаро-монгольское иго
В пояснительной записке к документу отмечается, что необходимость создания нового учебника "диктуется, прежде всего, развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний, возросшим общественным интересом к событиям прошлого".
Реализация концепции предполагает не только подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт и электронных приложений, но и "формирование единого научно-образовательного пространства в Сети".
Авторы концепции также считают, что ее разработка нужна для "формирования гражданской идентичности подрастающего поколения, обеспечения консолидации и единства российского народа".
Ученые сформулировали некоторые рекомендации, которые могут быть положены в основу новых учебно-методических комплексов. В частности, преподаватели должны донести до своих учеников, что прошлое России "было неотъемлемой частью исторического процесса", а изложение материала в учебнике "должно формировать у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и толерантности". При этом важную часть комплекса должны составлять творческие задания, способствующие развитию самостоятельного мышления учащихся. Большее внимание рекомендуется уделять истории российской культуры.
В новый учебно-методический комплекс войдут учебник, хрестоматия или сборник документов, исторический атлас, рабочая тетрадь и сборник заданий, а также книга для чтения. Эти материалы будут представлены как в бумажном, так и в электронном виде.
Единый учебник по истории будет охватывать период с расселения славян по Восточно-Европейской равнине до выборов президента РФ, состоявшихся в марте 2012г. В истории Древней Руси и Российской империи в изложении авторов концепции принципиальных изменений не прослеживается, однако есть ряд любопытных моментов: например, в этом конспекте понятие "татаро-монгольское иго", вероятно, в рамках воспитания толерантности у школьников, было заменено на словосочетание "ордынское иго".
Классическим следует признать и подход к оценке событий советского и ельцинского периода. При этом авторы документа подчеркивают, что нынешний глава государства Владимир Путин в рамках своего первого и второго президентских сроков сумел стабилизировать ситуацию в стране и укрепить вертикаль власти, что способствовало экономическому росту. Преемственность власти в РФ оценивается историками нейтрально. Будет ли отражена в новом учебнике протестная активность россиян, из текста концепции не ясно, однако ранее сообщалось, что о некоторых важных событиях — например, о митингах "За честные выборы" и о "болотном деле" — школьники все же узнают.
В рамках изучения новейшей истории им также предстоит выучить такие понятия, как "шоковая терапия", "ваучер", "семибанкирщина", "челночная торговля", "исламский радикализм" и так далее.
В числе персоналий, которых составители концепции видят на страницах будущего учебника, есть не только политики и военные, но и деятели культуры и науки. В этот список вошли, например, писатели Борис Акунин и Виктор Пелевин, скульптор Зураб Церетели, лидер группы "ДДТ" Юрий Шевчук, актриса Чулпан Хаматова, нобелевские лауреаты Жорес Алферов, Виталий Гинзбург и Алексей Абрикосов и другие.
К трудным вопросам российской истории были отнесены, например, образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе, присоединение Украины к России, преобразования Петра I, оценка крепостного права, падение монархии в России и приход к власти большевиков, единовластие Сталина и причины репрессий и др. Последним трудным вопросом авторы концепции считают "причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.".