Госдума рассмотрит закон о запрете «спайсов» в приоритетном порядке
В России будет введена уголовная ответственность за изготовление, приобретение, перевозку и хранение с целью сбыта новых наркотиков, не попавших в реестр запрещенных веществ. Это следует из законопроекта, внесенного в четверг в Госдуму Владимиром Путиным. Наказание – штраф или лишение свободы до двух лет, в случае наступления тяжких последствий – до шести лет, в случае смерти потерпевшего – до восьми лет лишения свободы.
Для потребителей новых наркотиков вводятся штрафы до 5 тыс. рублей или административный арест до 15 суток. Также штрафами или административным арестом будут наказываться вовлечение в употребление новых наркотиков несовершеннолетних.
ФСКН получит право самостоятельно вносить новые наркотики («новые потенциально опасные психоактивные вещества») в отдельный реестр. Речь в первую очередь идет о так называемых «спайсах», указывается в пояснительной записке к законопроекту. Сейчас внесение новых позиций в реестр запрещенных веществ вводится постановлением правительства, что вызывало претензии ФСКН, поскольку, по мнению представителей службы, процесс согласования занимает слишком много времени.
Основанием для внесения наркотиков в новый реестр будет служить медицинское освидетельствование тех, кто «находится под воздействием этого вещества». После внесения в реестр в течение двух лет ФСКН с другими ведомствами должна будет исследовать новое вещество, и либо внести его в список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых запрещен, либо установить «санитарно-эпидемиологические требования» к нему.
Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции рассмотрит президентский законопроект на своем заседании уже 10 ноября, сообщила журналистам председатель комитета Ирина Яровая. По ее словам, приоритетность инициативы обусловлена тем, что сейчас в России нет оперативной процедуры принятия решений по включению в реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ. Заместитель секретаря генерального совета партии «Единая Россия», вице-спикер Госдумы Сергей Железняк выразил уверенность, что все фракции законопроект поддержат.
Курительные смеси и «спайсы» преподаны молодежи как легальный и не вызывающий привыкания наркотик, поэтому следует поддерживать любые меры по их запрету, говорит председатель правления национального Антинаркотического союза Никита Лушников.
ФСКН не знает, что делать с галопирующим распространением «спайсов», а правительство не успевает вносить новые формулы в список запрещенных веществ, поэтому логика законодателя понятна, говорит руководитель защищающего права наркопотребителей Фонда имени Андрея Рылькова Анна Саранг. В то же время предложенные меры говорят об отсутствии у наркоборцов системного подхода, поскольку «спайсы» стали ответом распространителей наркотиков на введенные ранее запреты прежде популярных веществ. «Такая истерика наблюдалась в связи с кодеином, который был запрещен, что привело к сокращению потребления «крокодила», все вздохнули, но потом появились соли, мефедрон, теперь «спайсы», – напоминает Саранг. По ее мнению, более эффективным был бы пересмотр репрессивного подхода, в частности, легализация марихуаны, поскольку «спайсы» являются синтетическими каннабиоидами.
Жалобы ФСКН о том, что она не имеет полномочий по борьбе с распространителями спайсов, не совсем соответствуют действительности, поскольку по стране сидят тысячи не только распространителей, но и покупателей, которые «повелись» на имидж «спайсов» как легальных наркотиков, считает руководитель программы «Новая наркополитика» Лев Левинсон. Хотя механизм внесения новых веществ в список прописан достаточно грамотно, и внести в список ненаркотические вещества, которые уже регулирует Роспотребнадзор, не получится, начинать в любом случае следует не с репрессивных мер, а с внедрения эффективной системы лечения, говорит он. Но в целом закон может немного улучшить ситуацию, надеется Левинсон.
Новые потенциально опасные психоактивные вещества – вещества синтетического или естественного происхождения, вызывающие у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья, в отношении которых уполномоченными органами государственной власти не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом, говорится в законопроекте.