В РПЦ назвали грехом просмотр фильма Скорсезе
Просмотр фильмов об Иисусе Христе, в которых есть «намеренное искажение» его образа и содержания Евангелия, является грехом для православного человека, заявил митрополит Волоколамский Иларион в передаче «Церковь и мир». Таким фильмом он счел картину Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа».
«Я думаю, что в современном мире можно использовать любые средства для проповеди Христа и христианства. Очень важно, конечно, чтобы это делалось с благоговением, с уважением к евангельскому тексту, чтобы не было намеренных искажений того, о чем рассказывается в Евангелии, как, например, это было в скандально известном фильме Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа». Такие фильмы смотреть нельзя. Такие фильмы смотреть — это значит совершать грех против Христа и против церкви», — сказал митрополит. Так он ответил на поступивший в программу вопрос телезрителя, не является ли грехом просмотр фильмов о Христе.
Он добавил, что специального запрета на изображение Христа в кинематографе нет.
Иларион также привел в пример фильмы, которые, как он посчитал, сделаны «с большим благоговением»: «Евангелие от Иоанна» Филиппа Сэвилла и «Страсти Христовы» Мэла Гибсона.
Фильм Скорсезе «Последнее искушение Христа» вышел на экраны в 1988 году. Роль Христа исполнил Уиллем Дефо, также в картине сыграл певец Дэвид Боуи, исполнивший роль Понтия Пилата. Фильм является экранизацией романа Никоса Казандзакиса «Последнее искушение», опубликованного в 1955 году. В картине рассказывается история постижения Христом своего предназначения, а также история его отношений с Марией Магдалиной.
После выхода картины она подверглась широкой критике в США и Европе со стороны религиозных групп, в том числе за отступления от евангельских текстов и выбор актеров.
Фильм попал в конкурсную программу Венецианского кинофестиваля, из-за чего режиссер Франко Дзефирелли в знак протеста снял с показа свою картину «Молодой Тосканини». Крупные сети кинотеатров отказывались выпускать в прокат «Последнее искушение Христа», а в некоторых американских городах фильм запрещали к показу.
В 2012 году депутат Госдумы от ЛДПР Александр Старовойтов попросил проверить прокуратуру Москвы проверить фильм на наличие экстремизма. О положительных результатах проверки ведомство не сообщало. Занимавший тогда пост главы синоидального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Всеволод Чаплин (скончался в январе 2020-го) тогда говорил «Интерфаксу», что не видит в фильме оскорбления образа Иисуса Христа и не считает его экстремистским, отметив, что, «конечно, в этом вопросе должны разобраться правоохранительные органы, а если потребуется, то и суд».
Чаплин также добавил, что фильм Скорсезе дает отличную от евангельской трактовку жизни и миссии Христа, отметив, что во многих произведениях его пытаются изобразить «обычным человеком, якобы способным заблуждаться и грешить, одобряющим человеческие пороки или безразлично к ним относящимся, то есть удобным для менталитета эгоистичного грешника эпохи потребления». В Евангелие же Христос не только «милостивый отец, но и судия, который скажет о каждом из нас правду», продолжил Чаплин. Он подчеркнул, что евангельский образ Христа и его образ из массовой культуры не просто не сочетаются, а противоречат, однако это противоречие «не повод для запретов или бездумной агрессии, а повод для того, чтобы поспорить и еще раз сказать ясно и ярко о Христе Евангелия, повод засвидетельствовать о своей вере».
В начале октября митрополит Иларион раскритиковал еще один фильм, в котором есть образ Христа, — «Искушение» Пола Верховена. До этого российский Минкульт не выдал картине прокатное удостоверение, не уточнив причины. Лидер православного движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин заявлял, что подавал в министерство жалобу на фильм.
Иларион называл «Искушение» «надругательством над христианством и над монашеством» и поддержал решение Минкульта. «Власти каждой страны должны заботиться о своем населении, в том числе о нравственности. Если есть какие-то «ценности», которое оно не хочет продвигать, оно имеет право препятствовать продвижению этих ценностей», — пояснил он.
В картине рассказывается история католической монахини, которая жила в монастыре в Тоскане XVII века. Она видит в своих снах Иисуса, но наяву строит отношения с послушницей монастыря.