Страхнадзор готовит изменения в тарифы по ОСАГО
Он уточнил, что решение о корректировки тарифов может быть принято только после соответствующего постановления правительства, но страховое ведомство готово предоставить статистическое обоснование для изменения тарифов.
Илья Ломакин-Румянцев признал, что в ряде случаев тарифы по ОСАГО завышены, в частности, тарифы в Москве "не в полной мере отражают уровень рисков и ущерба". Кроме того, по словам главы Страхнадзора, завышены тарифы для машин с мощными двигателями. Он пояснил, что в соответствии с логикой авторов закона машина с большей мощностью наносит больший ущерб, однако, как правило, такие машины более оснащены системами безопасности.
В то же время, тарифы, к примеру, в Сургуте и Ханты-Мансийске, напротив, являются заниженными, поскольку там издержки, связанные с восстановлением автомобилей, выше. Глава Страхнадзора отметил, что сейчас убыточность страховых компаний, работающих в этих городах, выше 100%. По данным И.Ломакина-Румянцева, соотношение страховых выплат и взносов за 9 месяцев 2004г. выросло с 2,5% до 37%, а коэффициент убыточности колеблется от 45% до 70% от максимально возможной величины.
Кроме того, по словам И. Ломакина-Румянцева, за год применения закона об ОСАГО выявлен целый ряд "неточностей и недоопределенностей" в его формулировках. В частности, как отметил глава Росстрахнадзора, в законе сказано, что дорожно-транспортное происшествие не является страховым случаем, если оно произошло "на внутренней территории организации". При этом закон не определяет понятие "внутренней территории организации". В результате страховые компании отказываются выплачивать страховки по ДТП, произошедшие на территории автозаправок, гаражей, автостоянок и т.п. По мнению И.Ломакина-Румянцева, данный пункт закона должен быть снят.
Также глава Росстрахнадзора сообщил, что в случае если машина и прицеп застрахованы в разных страховых компаниях, то неясно, кто должен платить страховку. По его мнению, "страховка машины должна поглощать страховку прицепа". И.Ломакин-Румянцев указал на то, что завышены тарифы по страхованию мотоциклов и мопедов и выразил надежду, что поправки снимут многочисленные противоречия и недоработки закона об ОСАГО. "Я надеюсь, что в следующем году судьба автовладельцев станет легче", - сказал И.Ломакин-Румянцев.
Он также отметил, что Страхнадзор намерен пересмотреть формулировки закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в части выплат по ущербу для жизни и здоровья.
На сегодняшний день, считает И.Ломакин-Румянцев, "выплаты по ущербу жизни и здоровью чрезвычайно малы", и указал, что в законе об ОСАГО следует повысить лимит ответственности страховых компаний. Глава Росстрахнадзора отметил, что в соответствии с законом лимит страховой ответственности по дорожно-транспортным происшествиям (ДТП) установлен в размере 400 тыс. руб., из них 240 тыс. руб. отведены на страхование ущерба жизни и здоровью и 160 тыс. руб. - на страхование материального ущерба. При этом в соответствии со статистикой применения закона об ОСАГО за год выплаты по материальному ущербу на 100% выбирают установленный лимит, в то время как выплаты по ущербу жизни и здоровью составляют всего несколько процентов от лимита. Это объясняется тем, что в случае смерти гражданина в результате ДТП страховые компании зачастую оценивают размер страховой выплаты как размер оплаты ритуальных услуг.
Отмечая необходимость повышения лимита, И.Ломакин-Румянцев в то же время признал, что если перейти к фиксированным выплатам в размере 100 тыс. руб. в расчете на одну смерть, это потребует дополнительных расходов в размере 3,5 млрд руб. ежегодно.
И.Ломакин-Румянцев также заявил, что Федеральная служба страхового надзора России предлагает перейти к европейской системе страхования автогражданской ответственности. В соответствии с европейским стандартом законодательства об автогражданской ответственности в случае дорожно-транспортного происшествия гражданин, понесший ущерб, обращается к своей страховой компании, которая затем урегулирует все вопросы со страховой компанией виновника ДТП.
И.Ломакин-Румянцев отметил, что в настоящее время в РФ потерпевший обращается к страховой компании виновника в том случае, если виновник написал соответствующее заявление. При этом ни виновник ДТП, ни его страховая компания не заинтересованы в том, чтобы произвести выплату как можно быстрее, заявил глава Росстрахнадзора.
По его словам, при разумной организации процесса изменения законодательства об ОСАГО перейти к европейскому стандарту страхования реально в течение 2-3-х лет (при пессимистическом сценарии - в течение 3-4-х лет).