Год авиакатастроф: впервые с 2006 года число жертв перестало снижаться
В 2014 году произошло сразу несколько крупных авиакатастроф: в марте весь мир следил за безуспешными поисками Boeing авиакомпании Malaysia Airlines в Индийском океане, в июле на юге-востоке Украины по ошибке был сбит самолет все той же авиакомпании, спустя всего неделю после этого в Мали потерпел крушение рейс AirAlgerie, летевший из Буркина-Фасо в Алжир. В общей сложности, только в этих трех катастрофах погибло 653 человека. В прошедшие выходные с радаров пропал еще один лайнер – на этот раз авиакомпании Air Asia. Если подтвердятся предположения, что все 162 человека на борту самолета погибли, то по итогам года авиационные катастрофы унесут 1 320 жизней, свидетельствуют данные женевской организации Bureau of Aircraft Accidents Archives (BAAA). И это будет антирекорд последнего десятилетия - больше жертв авиакатастроф было только в 2005 году (1 463 погибших), с тех пор количество погибших каждый год снижалось.
По оценкам международных отраслевых ассоциаций, например, Международной организации гражданской авиации (ICAO, входит в структуру ООН), прошлый 2013 год, наоборот, стал самым безопасным годом в истории гражданских авиаперевозок. ICAO оценивает безопасность полетов, соотнося число авиационных катастроф (с жертвами) с миллионом совершенных взлетов: в прошлом году глобальный индекс авиакатастроф опустился до самого низкого значения за всю историю наблюдения - 2,8. Для сравнения: в 2012 году этот показатель составлял 3,2, а в 2008 году - 4,8.
Худший год азиатских авиакомпаний
Особенно «фатальной» статистика выглядит для азиатских перевозчиков. Если до 2014 года Malaysia Airlines демонстрировала идеальные показатели по безопасности полетов (подробно об этом РБК писал в июле), то две катастрофы подряд (пропавший в марте самолет и лайнер, сбитый над Донецком) поставили под угрозу само существовании авиакомпании. В августе правительство Индонезии было вынуждено национализировать Malaysia Airlines для ее спасения.
Конкурент в лице AirAsia считался одной из главных причин финансовых трудностей Malaysia Airlines – обе авиакомпании базируются в Куала-Лумпуре, но основанный в 1994 году лоукостер AirAsia (начал летать в 1996 году) стал решительно отвоевывать рынок у «старшего брата». Пропавший в воскресенье рейс QZ8501 выполнялся индонезийским подразделением авиакомпании AirAsia Indonesia, его хабы располагаются в Джакарте и Сурабайе. Это первый инцидент AirAsia, в котором могут погибнуть люди.
Обратная сторона статистики
Несмотря на большое количество жертв, нынешний год, как ни странно, может быть признан и одним из самых безопасных в истории международной авиации. «Это вероятно будет сюрпризом для большинства людей, но это действительно был очень безопасный год», – заявил The Wall Street Journal директор по авиационной безопасности консалтинговой фирмы Ascend Пол Хейес. Данные BAAA свидетельствуют, что в этом году произошло 111 катастроф с самолетами вместимостью больше шести человек, которые привели к потери воздушного судна. Это минимум за последние 80 лет, в последний раз такое количество катастроф с гражданскими авиалайнерами было зафиксировано в 1927 году.
Некоммерческая международная организация Aviation Safety, которая отслеживает статистику авиационной безопасности, совсем не стала учитывать в расчетах жертвы катастрофы на Украине, аргументируя это тем, что самолет потерпел крушение в результате акта агрессии. В итоге в базе данных организации за 2014 год указаны 526 погибших. В 2013 году авиакатастрофы, по данным Aviation Safety, унесли жизни 265 человек.
Самым трагичным годом для гражданской авиации стал 1972 год, когда погибли 2 370 человек. Статистика не учитывает гибель военных самолетов и жертвы «на земле», поэтому в нее не включены, к примеру, жертвы терактов 11 сентября 2001 года, когда погибли около 3 тыс. человек. Если верить базе данных Aviation Safety, с 1942 года в среднем в авиации происходит около 50 инцидентов в год, жертвами которых становятся более 1000 человек.