Зорькин предложил источник выплаты компенсаций акционерам ЮКОСа
Акционеры ЮКОСа должны получить присужденную им ЕСПЧ компенсацию за счет средств, выведенных из России на зарубежные счета бывшими руководителями компании, заявил председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин.
«Акционеры ЮКОСа несут солидарную ответственность. Они поощряли действия ЮКОСа. Я предложил открыть счета для выведенных из России средств и заплатить из них акционерам», — цитирует Зорькина ТАСС. Такие счета, по его словам, могут быть открыты в странах Запада. «Посмотрите, сколько там денег, и, пожалуйста, заплатите акционерам, перед этим заплатив долги, которые не заплатил ЮКОС».
«Я понимаю, что это многим не понравилось. Но по-другому мы не могли», — резюмировал Зорькин во время выступления в Совете Федерации. Он отметил, что выплата из бюджета России противоречила бы национальному законодательству.
В июле 2014 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обязал Россию выплатить бывшим акционерам ЮКОСа компенсацию в размере €1,87 млрд. Согласно вердикту, сумма в 1 млрд 866 млн 104 тыс. 634 евро сложилась из компенсации за штрафы, которые российское Министерство по налогам и сборам наложило на ЮКОС в 2000 и 2001 годах в результате налоговой проверки, а также возврата части 7‑процентного исполнительского сбора, который был взыскан с компании. ЕСПЧ решил, что российские власти незаконно предъявили налоговые претензии к ЮКОСу, пропустив сроки давности, которые составляли всего три года.
В январе 2017 года Конституционный суд разрешил не исполнять это решение ЕСПЧ и не выплачивать компенсацию. При этом суд решил, что постановление Страсбурга противоречит нормам Конституции. «Россия вправе отступить от наложенных на нее обязанностей, если это единственный способ не нарушить Конституцию России», — заявил тогда Зорькин. При этом он добавил, что КС не отказывается от обязательств исполнять решения ЕСПЧ. Суд решил, что срок истек не по вине налоговых органов, а из-за злонамеренных действий ЮКОСа, затягивавшего разбирательства, поэтому налоговые органы не смогли уложиться в установленные законом три года.