«Людям пришлось отдыхать в своей стране». Отельеры о туризме при пандемии
Одним из последствий пандемии коронавируса стало резкое сокращение числа россиян, выезжающих на отдых за рубеж. Авиаперелеты официально разрешены лишь в 20 странах мира. При этом посещающим иностранные государства россиянам предстоит столкнуться с целой вереницей ограничений вроде карантина, локдауна, комендантского часа, запрета на передвижение между городами, закрытых ресторанов и музеев.
Без учета транспортных расходов траты на личные и деловые зарубежные поездки рухнули с $36,2 млрд в 2019 году до $8,6 млрд по итогам 2020-го (причем более 60% от этой суммы пришлось на первый квартал, когда границы еще были открыты).
В этих условиях в выигрышной ситуации должны быть компании, ориентированные на внутренний туризм, в том числе владельцы гостиниц. Опрошенные РБК отельеры оценили плюсы и минусы всплеска популярности внутреннего туризма.
Наибольший оптимизм продемонстрировал директор управляющей компании Happy Seasons Hotels Group в Ялте Сергей Щеголев. По его словам, после возобновления работы летом прошлого года загрузка отеля была «более чем достаточной». «Были закрыты границы, людям некуда было деваться, и они ради пляжного отдыха поехали в Крым и Краснодарский край», — сказал Щеголев. «За счет плотной загрузки и более высокой цены номера мы выполнили план по валовой выручке», — отметил он.
Владелица спа-отеля «Родник здоровья» в Уфе Римма Еникеева призналась, что сотрудники стали лучше работать с клиентами: «Клиент сейчас на первом месте, потому что он стал более избирательным, увидев обслуживание за границей. Наши сотрудники понимали, что сейчас обслуживать надо намного лучше».
Руководитель туроператора Visit Murmansk Олег Теребенин отметил, что если раньше абсолютно большее число туристов приезжали из Европы и Восточной Азии, то теперь 95% клиентов — жители Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов страны. По его словам, проблемой стало то, что российские туристы за предложенную им цену (15–20 тыс. руб.) хотели получить такие же условия, как на турецком курорте. «Но у нас две звезды. Мы находимся в тундре, работаем на дизель-генераторах. В тундре, в Арктике не может быть дешево. Когда мы посчитали себестоимость номера, то ужаснулись», — сказал Теребенин.
Управляющий глэмпинга А-glamp Марат Баллыев отметил повышение спроса на поездки в Ленинградскую область и Карелию со стороны туристов из Москвы. «Плюсы в том, что наши отели заполняются. Минусы в том, что люди готовились к отпускам в других странах, а фактически им приходится вынужденно проводить время в родной стране. У некоторых гостей это вызывало смещение их ожиданий. Люди не понимали, что глэмпинг — это несколько иной формат отдыха, чем то, что предоставляли крупные отели», — рассказал он.
Генеральный директор санаторно-курортного комплекса «Знание» в Сочи Дмитрий Богданов считает, что пандемия не сильно сказалась на заполняемости, поскольку и в предыдущие годы люди охотно ездили туда отдыхать. «В прошлом году приехали туристы, которые либо ни разу не были в Сочи, либо были последний раз 15–20 лет тому назад. А так все за рубеж, за рубеж, за рубеж… Они были очень приятно удивлены переменами на курорте, а сотни туристов теперь приезжают в режиме нон-стоп», — сообщил Богданов. Он также добавил, что Сочи может принять 6 млн туристов. «8 млн он не примет», — сказал Богданов.
По словам генерального директора экоотеля Karjala Park Дмитрия Кузнецова, продажи путевок выросли в 1,5–2 раза. «Если раньше основными гостями были жители Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области, то сейчас и в других регионах стали рассматривать Карелию как опцию для внутреннего туризма», — отметил он. При этом Кузнецов уверен, что «не надо обманывать себя»: после открытия границ пассажиропоток уменьшится.