Суд вынес первое решение по иску о признании журналиста СМИ-иноагентом
Замоскворецкий суд Москвы утвердил решение Минюста о включении журналиста интернет-издания «7х7» Сергея Маркелова в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента. Такое решение вынесла судья Юлия Лекомцева, сообщили РБК в международной правозащитной группе «Агора». Это первое судебное решение, утверждающее включение физлица в реестр СМИ-иноагентов.
Маркелова включили в реестр 28 декабря прошлого года, наряду с ним в список попали правозащитник Лев Пономарев, гражданская активистка Дарья Апахончич, журналистка Людмила Савицкая, сотрудничающая с «Радио Свобода», и главный редактор сайта «Псковская губерния» Денис Камалягин. Несколько дней назад суд по иску Савицкой приостановил исполнение решения Минюста о включении ее в перечень.
Включение Маркелова в перечень связано с его сотрудничеством с проектом «Радио Свобода» (также включенного в реестр СМИ-иноагентов) — изданием «Север.Реалии». Представитель Минюста на заседании попросила приобщить к материалам дела скриншоты публикаций Маркелова на сайте издания, его страниц в соцсетях, где он публиковал ссылки на свои статьи, а также справку Росфинмониторинга о том, что он получил гонорар из зарубежного источника (документ подписан начальником управления ведомства по противодействию финансированию терроризма Антоном Лисицыным).
Маркелов в своем иске требовал признать незаконным решение о включении в перечень и обязать Минюст исключить его. Кроме того, представитель Маркелова — сотрудничающий с «Агорой» адвокат Федор Сирош — указывал на заседании, что Минюст нарушил собственную процедуру, согласно которой лицо должно быть уведомлено о включении в реестр иноагентов в трехдневный срок. Уведомление же в адрес Маркелова было направлено 13 января — более чем через две недели после того, как он был включен в перечень. Представитель Минюста на заседании настаивала, что пауза не могла повлечь никаких негативных последствий для журналиста.
В отличие от юрлиц физлица могут быть включены в реестр СМИ-иноагентов по решению Минюста и по согласованию с МИДом, а не включаются в него в обязательном порядке, подчеркнул на заседании Сирош. Включение в реестр иноагентов предусматривает огромную ответственность и строгие санкции за неисполнение обязательств, накладываемых этим статусом, добавил адвокат. При этом Минюст не представил должного обоснования включения Маркелова в перечень, журналист попал туда «по неизвестной причине», сказал адвокат. Минюст указывал, что получил сведения о Маркелове из «неизвестного госоргана», но не проявил «должной осмотрительности», никак не проверил и не оценил эти сведения, отметил Сирош.
Представитель Минюста возражала, что ведомство действовало в пределах закона и своих компетенций, а сведения о потенциальном иноагенте, поступающие из других госорганов, не подлежат проверке. «Мы не подменяем другие госорганы и подразумеваем, что эти сведения уже проверены», — пояснила она.
Закон о СМИ-иноагентах был подписан президентом Владимиром Путиным в конце 2019 года. Согласно ему, иностранные СМИ должны создать юрлицо в России, а издания, получающие финансирование из-за рубежа, обязаны маркировать свои публикации соответствующим образом. В случае нарушения этого обязательства издание должно заплатить штраф. Закон действует и в отношении физлиц, которые, получая зарубежное финансирование, распространяют материалы СМИ-иноагентов в соцсетях.