Россиянам из санкционного списка ЕС подарят итальянские костюмы
Жест солидарности
Каждый участник европейского санкционного списка сможет ежегодно претендовать на пять деловых костюмов, сшитых по индивидуальному заказу в ателье Sartoria Reale (филиал находится в Москве), сказал РБК председатель совета директоров холдинга General Invest Винченцо Трани (ателье - часть холдинга). Участники списка могут обратиться в ателье через сайт или по телефону - портной приедет в удобное им место и время, чтобы снять мерки. Хотя ателье специализируется на пошиве мужских костюмов, для женщин из санкционного списка будет сделано исключение - для них они тоже будут сшиты, сказал Трани. На родственников включенных в список акция не распространяется, уточнил Трани.
"Sartoria Reale" - это небольшая частная неаполитанская компания, которой принадлежат ателье в Италии и Москве. Специализируется на пошиве мужских костюмов класса "люкс", а также продает мужские рубашки и аксессуары: галстуки и запонки. В Москве компания открыла ателье в 2013 году на Павелецкой площади. В самом ателье РБК рассказали, что в среднем пошив костюма обойдется заказчику в 2,5-4 тыс. евро. Дешевле всего здесь можно приобрести запонки или галстуки - они будут стоить примерно по 100 евро. Финансовые показатели компания не раскрывает.
Акция - знак солидарности с российским правительством и несогласия с европейскими властями, демонстрирующая, что народ и бизнес Европы не поддерживают введение санкций, сказал Трани. Возможные затраты на акцию он назвать отказался.
По подсчетам РБК, сейчас в санкционный список Евросоюза включено более 60 россиян. Если список не будет расширен, ежегодные затраты ателье могут превысить 1,2 млн евро. Компания готова к затратам - для этого и делается жест, объясняет Трани.
К аналогичным жестам Трани призвал и 2000 компаний-членов Итало-российской торговой палаты (он - ее вице-президент). От введенных Европой санкций пострадают обе стороны конфликта, в том числе европейский бизнес, находящий в России и Европе, а негативные последствия ощутят на себе и рядовые россияне, и рядовые европейцы, пишет Трани (текст обращения есть у РБК). Президент Итало-российской торговой палаты Розарио Алессандрелло подтвердил РБК получение письма от General Invest, но комментировать его не стал.
Рекламный ход
Главный куратор исследовательского центра бренд-технологий RCB&B Николас Коро считает, что предложение компании – сугубо рекламный ход. «Это достаточно традиционный маркетинговый шаг, который обеспечит лояльность целевой аудитории», – говорит эксперт.
Затраты компании на акцию, по мнению Коро, окупятся очень быстро: во-первых, сумма не велика, далеко не все примут подарок или закажут костюм со скидкой, во-вторых, стоимость пошива одного костюма подобного качества вместе со стоимостью ткани самой компании обойдется не более чем в 500 евро. «А окружение этих людей, которое старается подражать своему начальству, запомнит марку», – считает Коро.
Политика и экономика настолько плотно переплетены, что даже средний и мелкий бизнес не могут игнорировать этого. По словам Коро, в последнее время знаки лояльности решениям властей стараются оказывать многие. Это очень заметно в регионах, например, в меню ресторанов отдельным пунктом появляются крымские вина, на полках магазинов развешиваются воблеры, рекламирующие крымскую продукцию со скидкой, и проверяющие органы закрывают на это глаза.
Продвижение брендов на политических решениях государств - частая история. Так, в середине прошлого года запрет пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних в России вынудил компанию SPI Group предпринимателя Юрия Шефлера стать крупнейшим меценатом российского ЛГБТ-движения. После того, как скандальный закон привел к бойкоту русской водки в США и странах Европы, производитель водки Stolichnaya пожертвовал 300 тыс. долл. на международную программу воспитания гей-лидеров. Еще 150 тыс. долл. были выделены фонду Russian Freedom, созданному для поддержки российских гей-активистов.
"Передайте безработным Евросоюза"
Под санкции ЕС попали 9 сенаторов и 9 депутатов. В списке - председатели обеих палат парламента Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин, вице-спикер Совфеда Евгений Бушмин и три вице-спикера Госдумы Сергей Железняк, Сергей Неверов и Людмила Швецова, председатели конституционных комитетов обеих палат Андрей Клишас и Владимир Плигин, председатель комитета Совфеда по безопасности Виктор Озеров, председатель комитета Госдумы по вопросам семьи Елена Мизулина, глава думского комитета по делам СНГ Леонид Слуцкий и лидер "Справедливой России" Сергей Миронов.
"Заманчиво, но нескромно. Однако символично, старушка Европа начинает роптать", -- прокомментировал предложение Слуцкий. Коллега по санкционному списку, первый зампредседателя международного комитета Совфеда Владимир Джабаров приветствует, что автор инициативы не согласен с санкциями в отношении россиян, но добавляет, что "привык сам платить за себя и подарков не примет".
Также попавший под санкции депутат от ЛДПР Михаил Дегтярев благодарен за такой жест, но напоминает, что парламентарии не могут принимать дорогие подарки. "Я могу принять этот дар и сдать его в музей Госдумы", - сказал РБК депутат. При этом он готов рассмотреть предложение о скидке на эти костюмы. Вместе с тем Дягтерев отмечает, что пользуется услугами российского портного.
По закону сенаторы и депутаты не вправе получать в связи с осуществлением полномочий вознаграждения от физических и юридических лиц. Подарки, полученные в служебных командировках и на официальных мероприятиях, признаются федеральной собственностью и передаются в Совфед или Госдуму. Парламентарий, сдавший подарок, может его выкупить. Чиновники могут оставлять себе подарки стоимостью до 3 тыс. руб. Подарки, оцененные дороже, премьер-министр Дмитрий Медведев своим постановлением в январе обязал выкупать за собственные средства.
В списке ЕС также кремлевские чиновники: помощник президента Владислав Сурков, советник президента Сергей Глазьев и два первых замруководителя администрации президента Вячеслав Володин и Алексей Громов.
Сурков прокомментировал РБК инициативу итальянского бизнесмена: "Спасибо ему. Прошу мою квоту (костюмы муж., 5 шт., чистая шерсть, цвет темно-серый, плотность ткани 180, размер 50) передать безработным Евросоюза. Из России с любовью".
Другой кремлевский чиновник сомневается, что подарком воспользуется кто-то из коллег: дефицита и нужды нет, а мода на брендовую одежду среди политэлиты прошла.
Светлана Бочарова, Мария Макутина, Анна Левинская