Путевка в небо: процесс пересадки россиян с "тушек" на МС-21 пошел
Однако если совсем недавно SSJ был еще единственным авиалайнером отечественного производства, на который возлагали большие надежды, то сейчас его "сияние" начал затмевать самолет МС-21. Несмотря на то что проект на данный момент представлен только в виде макетов, это не помешало разработчикам заключить несколько крупных контрактов, в том числе и на последнем авиасалоне в Жуковском. Однако так ли безоблачно будущее самолета, отбирающего звание новейшего у SSJ?
Мультикорпоративный проект
Идея создать "магистральный самолет XXI века" (сокращенно МС-21) возникла на фоне острой нужды российской авиации в новых машинах. Авиапарк Ту-154 и Ту-204 стремительно старел (как физически, так и морально), а на смену ему не было заготовлено ничего, кроме иностранных Boeing и Airbus.
Такое положение дел правительство не устраивало, и в июле 2007г. правление "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК) поручило корпорации "Иркут" разработать новый магистральный лайнер, который, в отличие от регионального SSJ, должен был иметь большую дальность полета и количество пассажирских мест.
Как и SuperJet, новый лайнер стал детищем сразу нескольких производителей. Изначальная задумка принадлежала ОКБ Яковлева, основной производственной площадкой для самолета МС-21 является Иркутский авиационный завод, но отдельные части самолета разрабатываются и на Ульяновском заводе. К разработке же ультрасовременных крыльев приложились "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС).
Не обошлось и без иностранного участия. Так, топливная система взята от французской Intertechnique, интерьер – от американской C&D Zodiac, к кондиционированию воздуха, электрике и противопожарной системе приложили руку американцы из Hamilton Sundstrand. Сборочные линии, включая оборудование, программное обеспечения и прочее для иркутского авиационного завода поставит немецкая группа компаний Durr Systems GmbH, а для Ульяновского завода аналогичное оборудование поставит ThyssenKrupp System Engineering. Иными словами, глобализация в ее лучшем проявлении.
Что же касается двигателей, то их будет два типа - Pratt&Whitney PW/400G и двигатель ПД-14 пермского ОАО "Авиадвигатель". Изготовление первых двигателей планируется начать в конце текущего года.
Однако несмотря на долгие годы дорогостоящих разработок (проект оценивается в 190 млрд руб.), существенные успехи в реализации проекта были достигнуты сравнительно недавно. В частности, в рамках МАКС-2011 проект был представлен в виде макетов кабины, пассажирского салона, а также отдельных частей будущего самолета.
При этом первый полет опытного образца ожидается только в 2014г., а сертификация самолета и первые поставки - в 2016г. Заявленные характеристики самолета (вместительность от 150 до 210 пассажиров, углепластиковое крыло большого удлинения, экономичный расход топлива) впечатляют, но пока проект существует только в виде макетов, остается много вопросов касательно его будущего.
Имитация популярности
Тем не менее заказы на новинку отечественного авиапрома растут год от года. В частности, уже сейчас портфель твердых заказов, который имеет корпорация "Иркут", составляет 128 самолетов. "При этом есть большой портфель заказов о намерениях и опционов, с учетом которого количество предварительно заказанных самолетов в общей сложности уже превзошло отметку 200 авиалайнеров, - говорит пресс-секретарь корпорации "Иркут" Елена Федорова. - В планах корпорации выпускать 72 машины в год".
Первым интерес к российской новинке еще летом 2010г. проявил малайзийский холдинг Crecom Burj Resources, который подписал контракт на поставку 50 самолетов МС-21. Вслед за ним пошли предварительные заказы на самолет от государственной корпорации "Ростехнологии", ОАО "Ильюшин Финанс Ко", "ВЭБ-лизинг", Nord Wind и других покупателей. Уже в рамках МАКС-2011 "Ростехнологии" и "ИФК" закрепили свои намерения твердыми контрактами.
Однако буквально бросается в глаза тот факт, что среди покупателей "самолета будущего" преимущественно пока только государство и родственники ОАК. И хотя ни никто из них открыто не признается в сознательной стимуляции проекта и некоторой искусственности такого спроса, первые контракты на МС-21 можно смело записывать на счет стоимости проекта.
Так, например, лизинговая "дочка" Ростехнологий "Авикапитал-Сервис" объясняет покупку 50 самолетов МС-21 тем, что в этой партии нуждается государственный же "Аэрофлот". Одновременно госкорпорация находит и сбыт собственной продукции: входящие в ее состав "Авиационные агрегаты и системы электроснабжения" и ОАО "Авиаприборостроение" являются поставщиками комплектующих для самолетов МС-21".
"Если государство считает необходимым развитие целой отрасли в этом направлении, то совершенно логично, что государственная компания берет на себя часть рисков, связанных с этим самолетом", - отметил главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий. Понятно, что к проекту нужно привлечь больше внимания, а для этого нужно, чтобы самолет, существующий только в виде макетов, покупали уже сейчас и желательно сразу большими партиями.
Что касается другого крупного заказчика, "Ильюшин финанс ко", то там покупку 28 самолетов МС-21 объясняют исключительно меркантильными соображениями. "Если самолет получится именно в тех характеристиках, в которых его обещает ОАК, то самолеты МС-21 будут расходиться как горячие пирожки", - отметил пресс-секретарь ИФК Андрей Липовицкий.
Однако пока МС-21 не начнут заказывать частники или даже иностранцы, о настоящей популярности и реальном спросе говорить не приходится.
Борьба за первенство
В отличие от Sukhoi Super Jet-100, который позиционируется как региональный самолет и потому соперничает с относительно небольшими самолетами Embraer и Bombardier, новинке отечественного авиапрома придется побороться за первенство с мировыми лидерами – Airbus и Boeing.
"МС-21 потенциально может составить конкуренцию аэробусу А320Neo и Boeing-737, особено после того, как будет принято окончательное решение о ремоторизации Boeing-737", - говорит руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
Если обратиться к тематике русских сказок и вспомнить о том, как герой побеждал в неравной схватке с трехглавым Змеем Горынычем, то можно предположить, что МС-21 с его тремя модификациями составит достойную конкуренцию именитым иностранцам. Корпорация "Иркут" побеспокоилась о том, чтобы их детище так или иначе нашло свое место под солнцем на авиационном рынке, и разработала целое семейство ближне- и среднемагистральных самолетов, предназначенных для пассажирских перевозок на внутренних и международных рейсах. В состав семейства входят самолеты МС-21-200 на 150 пассажирских мест, МС-21-300 на 180 пассажирских мест и МС-21-400 на 210 пассажирских мест в одноклассной компоновке.
Однако нет сомнений, что борьба за место под солнцем будет жесткой. И А320, и 737-ой сейчас стали более экономичными, подверглись модернизации, а самое главное - они уже есть. И если в России МС-21 сможет опереться на мощный административный ресурс и необходимость замены постаревших Ту-154 и Ту-204, то за рубежом его перспективы не столь определенны.
С осторожным оптимизмом
Несмотря на жесткие конкурентные условия и трудные роды проекта, эксперты достаточно оптимистично настроены на его счет.
"Запуск программы МС-21, серийное производство, проведение всех сертификационно-испытательных работ уже предопределено без малейших сомнений тремя крупными твердыми контрактами (малайзийский холдинг Crecom Burj Resources, "Ростехнологии" и ИФК). Точка невозврата, если так можно выразиться, уже пройдена", - высказал свое мнение относительно будущего МС-21 О.Пантелеев.
Он отметил, что по мере того, как у программы МС-21 будет наблюдаться прогресс, количество заказов на эту машину, в том числе от авиакомпаний, входящих в число лидеров, будет лишь возрастать. Также заказчики, которые сейчас подписали контракты на поставку самолетов МС-21, останутся в еще большем выигрыше, чем те, кто подключится к проекту со временем.
К новинке отечественной авиатехники уже проявляют осторожный интерес такие крупные компании, как S7 и "Трансаэро". Так, еще глава S7 Владислав Филев достаточно лестно отзывался о проекте после ознакомления с макетом МС-21. По его словам, если "Иркут" выполнит обещания и действительно создаст самолет таким, каким обещает, то этот проект будет представлять интерес для авиакомпании.
Аналогичное заявление сделала в октябре 2010г. и глава авиакомпании "Трансаэро" Ольга Плешакова, отметив, что единственный российский самолет, закупку которого авиакомпания может рассмотреть, это МС-21.
Таким образом, звезды пока складываются удачно для проекта: есть и поддержка государства, и минимально необходимый объем заказов, и неподдельный интерес со стороны заказчиков. Мертворожденным МС-21 (как могло показаться еще недавно) не стал, и это само по себе уже хорошо. Проект совершенно точно уже состоится, а вот как он полетит и оправдает ли ожидания, покажет время.
Анастасия Жидкова, РБК