Заправщики просят правительство заморозить цены на бензин
По мнению некоторых экспертов, рост цен на топливо вызван сокращением на внутреннем рынке свободных объемов нефтепродуктов: при высоких ценах на "черное золото" нефтяные компании предпочитают увеличивать экспорт. Кроме того, осенью на нефтеперерабатывающих заводах проводятся плановые ремонтные работы.
Как отмечает издание, независимые трейдеры всерьез обеспокоены ситуацией на рынке. "Мы намерены обратиться к правительству, чтобы оно приняло меры по сдерживанию роста оптовых цен на бензин. Ведь повышение оптовых цен уже в ближайшее время приведет к росту цен на АЗС - нынешние цены заставляют розничных операторов работать с нулевой рентабельностью", - сообщил РБК daily президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин.
Действительно, по данным газеты, оптовые цены на нефтепродукты растут по всей стране: с начала октября средние по России цены на бензин А-76 и АИ-80 повысились на 2,3%, АИ-92/93 - на 4,3%, АИ-95/96 - на 2,7%, АИ-98 - на 0,6%, летнее дизельное топливо - на 5,8%. При этом только за неделю с 19 по 26 октября автобензины в России подорожали на 1,83%, летнее дизтопливо - на 4,31%.
Между тем чиновники говорят об отсутствии дефицита бензина и пока не собираются вмешиваться. Так, замначальника отдела таможенных платежей Минфина Александр Сакович не видит причин для замораживания оптовых цен, как того хотят трейдеры. "Раз нет дефицита на рынке, вмешиваться не стоит, если мы говорим, что у нас рыночная экономика. Любое необоснованное ограничение цен ведет к нарушению нормальной хозяйственной деятельности предприятий", - сказал эксперт.
Напомним, что негативные примеры вмешательства властей в вопросы ценообразования уже были. В начале весны 2005 года на Украине был ограничен рост цен на бензин, что в итоге привело к дефициту бензина, а ограничения все равно пришлось снять. Аналогичная ситуация была в начале 1990-х годов в России и Польше.