Дивиденды – госбанкам
Правительство может разрешить госбанкам не платить дивиденды, а направить эти средства в капитал. Как стало известно РБК, с таким предложением выступили сами банки на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева в понедельник.
Вопрос о том, чтобы разрешить госбанкам не платить дивиденды за этот год или снизить их размер, обсуждался на совещании у Медведева в понедельник, рассказали РБК два источника, знакомых с ходом совещания. Топ-менеджер одного из госбанков говорит, что решение принято не было.
В ноябре 2012 года российское правительство установило для государственных компаний минимальный уровень отчисления дивидендов в размере 25% от чистой прибыли по РСБУ. Минфин это решение объяснил тем, что дивидендная политика госкомпаний, обеспечивающих основные поступления в бюджет, должна быть такой же, как и в крупных частных компаниях. В проекте бюджета на 2014–2016 годы Минфин прописал, чтобы с 2015 года госкомпании выплачивали дивиденды в 25% уже с МСФО, а не с РСБУ, а также повышение планки дивидендов с 2016 года до 35%. Федеральный бюджет был одобрен правительством и Госдумой. «Причин менять такой подход нет», – говорил ранее министр финансов РФ Антон Силуанов.
В свою очередь глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев выступал против этого и настаивал на сохранении планки в 25% отчислений с прибыли по РСБУ. А в конце сентября текущего года Улюкаев говорил, что требования по минимальному размеру дивидендов госбанков целесообразно снизить до нуля. «По госбанкам это нужно совершенно точно. По госкомпаниям надо подумать», – цитировал министра Интерфакс. По мнению Улюкаева, эти средства могли быть направлены на пополнение капитала банков.
В последние годы госбанки постепенно наращивали объем своих дивидендных выплат. Так, у Сбербанка дивиденды выросли с 15% от чистой прибыли в 2011 году до 20% за 2013 год. Банк ВТБ за 2011 год заплатил около 10% от чистой прибыли по МСФО, а в 2013 году – уже 15%. В текущем году ситуация с прибылью, соответственно и с дивидендами, у госбанков будет хуже. По итогам первого полугодия 2014 года Сбербанк снизил чистую прибыль на 2,3%, до 170,4 млрд руб., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. У ВТБ за первое полугодие чистая прибыль упала в 5,5 раза, до 5 млрд руб.
«Мера по освобождению банков от обязательной уплаты дивидендов разумная. В отличие от других госкомпаний, которые платят по максимальной планке, у госбанков есть требования регулятора по минимальному значению достаточности капитала», – говорит заместитель директора группы «Финансовые институты» Standard & Poor's Ирина Велиева. По ее словам, в условиях замедляющейся экономики банки становятся одним из основных рычагов для поддержки экономического роста. При этом когда госбанки платят дивиденды, у них падает скорость прироста капитала, необходимая для наращивания кредитования, отмечает Велиева.
С ней соглашается и заместитель гендиректора «Интерфакс ЦЭА» Алексей Буздалин: «Из-за ухудшения ситуации в экономике и обесценения рубля просрочка по банковским кредитам будет расти, вследствие чего банкам придется создавать дополнительные резервы. А их рост ударит по капиталу, размер которого у банков находится и так на достаточно низком уровне». По данным отчетности госбанков, норматив достаточности собственных средств Сбербанка на 1 октября составлял 12,24%, банка ВТБ – 10,57% (при минимуме в 10%). По словам Буздалина, вполне разумно увеличить достаточность капитала банков на 2 процентных пункта от текущих уровней.
В последнее время от государства поступило много инициатив, связанных с увеличением капитала в банковском секторе. Госбанкам разрешили конвертировать субординированные кредиты ВЭБа в основной капитал, тем самым высвободив место для пополнения капитала второго уровня. Сейчас правительство готовит законопроект, который бы разрешил ЦБ направлять 15% своей прибыли на докапитализацию банков. «Нельзя одной рукой увеличивать капитал, а другой изымать его же в форме дивидендов», – считает Велиева.
Сбербанк и ВТБ отказались от комментариев. Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрия Медведева Наталья Тимакова подтвердила, что совещание с банкирами состоялось, но не сказала, какие были приняты решения.