Просто культ: эксперты измерили шаверменный бум в Петербурге
В Петербурге чуть больше 1 тыс. ресторанов с шавермой в меню, из них треть открылась в прошлом году, подсчитали специалисты «2ГИС» специально для РБК Петербург. Для сравнения, в целом количество заведений общепита в Петербурге увеличилось в прошлом году на 13,1% — до 9,4 тыс. ресторанов.
Судя по данным исследования, самая высокая концентрация заведений с шавермой — в Центральном районе, где работают 126 точек. Второе место занимает Выборгский район, который лишь немного уступил центру. В нем работает 100 шаверменных. Наконец, на третьем месте — Калининский район, в котором можно поесть шаверму в 83 местах.
Средний чек
В своем исследовании «2ГИС» учитывал два вида заведений: у кого шаверма есть в меню и кто использовал слово «шаверма» в названии. В их числе много баров, кафе, киосков с фастфудом, ресторанов и суши-баров.
«Причина такого взрывного роста в том, что сейчас потребители больше экономят, и если раньше он посещали чаще рестораны, то теперь переходят на класс ниже. Это не только мое мнение, я общался со многими рестораторами», — говорит Леонид Вильнер, владелец заведения «Турбо Шаверма».
Александр Крылов, совладелец сети Pita’s, более осторожен в оценках: «Я такого большого роста не заметил, возможно, причина в том, что некоторые рестораны только в этом году зарегистрировались в сервисе». В то же время он признает, что рынок развивается, причем не только в самом дешевом сегменте, но и в более дорогом.
По данным «2ГИС», в заведениях, в которых шаверма — одно из блюд в меню, средний чек составляет 291 руб. В самом дешевом — безымянной шаверменной в Ломоносовском районе — можно поесть за 60 руб.; в самом дорогом, например, ресторане МАМАLЫGA — за 1,5 тыс. руб.
Там, где шаверма — основное блюдо, разброс цен не такой большой, а средний чек составляет 231 руб. В самых дешевых местах цены начинаются от 100 руб., в самых дорогих — от 700 руб.
Стесняется, но ест
Причины популярности этого блюда, по мнению экспертов, не столько экономические, сколько культурные. «Не секрет, что в больших мегаполисах шаверма пользуется народной любовью, это вкусно, быстро и удобно, пусть даже некоторые стесняются об этом говорить», — говорит Александр Крылов. По его словам, Pita’s играет как раз на этом — дает возможность людям есть любимое блюдо не стесняясь, в приятной обстановке с хорошим кофе.
«Шаверма — не самый дешевый вид общепита, но бургеры — это избитая тема, суши давно вышли из моды, а шаверма — вне моды. Как мне кажется, в Петербурге просто культ шавермы, и она стала частью городской культуры», — говорит Леонид Вильнер.
Шаверма пошла по России
В этом году можно ожидать дальнейшего увеличения количества заведений с шавермой, причем не только в Петербурге, но и в других городах. Так, Pita’s в середине февраля откроет первое заведение в Москве, всего там могло бы работать около 20 заведений, полагает Александр Крылов. А в Петербурге, где сеть насчитывает шесть заведений Pita’s, планируется запуск еще шести.
«Турбо Шаверма» отработала удачно, в ближайших планах запуск 3-5 заведений в Петербурге. «Также рассматриваем возможность продажи франшизы в другие города, страны СНГ, заявки уже есть», — говорит Леонид Вильнер.
Согласно исследованию «2ГИС», самые высокие темпы роста в прошлом году были у формата to go: точки по продаже напитков и кофе приросли на 56%, до 588 заведений. На втором месте-пиццерии (рост на 39%, до 243 заведений). На третьем — кофейни и кафе-кондитерские (рост на 31%, до 1, 6 тыс. точек).