Петербург потерял миллионы туристов и сотни миллиардов рублей
Фонд ЦСР «Северо-Запад» по заказу Смольного разработал стратегию развития туристической отрасли Петербурга с учётом вызовов пандемии. Копию документа РБК Петербург предоставил городской комитет по развитию туризма. В исследовании говорится, что по итогам 2021 года Петербург могут посетить 3,5-5 млн туристов. Опрошенные РБК Петербург эксперты считают эти цифры реальными, но называют ряд проблем, с которыми может столкнуться туристическая отрасль в городе в ближайшие годы.
Падение на 70%
По данным ЦСР «Северо-Запад», по итогам 2020 года турпоток в Петербург сократился на 70% по сравнению с 2019 годом — с 10,4 до 2,9 млн человек. Пандемия и связанные с ней ограничения поставили под удар деятельность многих участников туристического рынка, включая предприятия общественного питания, развлечений, средства размещения и транспорта.
Потеря оборотов предприятий отрасли достигала 70%. Как посчитали аналитики ЦСР Северо-Запад», ссылаясь на данные информационной системы «СПАРК-Интерфакс», если в 2019 совокупная выручка компаний Петербурга, получающих прямую и косвенную прибыль от туризма, по факту составила 588,1 млрд руб., то в 2020 году, по оценкам экспертов, она сократилась до 305,8 млрд руб.
Пандемия и связанные с ней ограничения поставили под удар деятельность многих участников туристического рынка, включая предприятия общественного питания, развлечений, средства размещения и транспорта.
Медленное восстановление
При этом темпы восстановления турпотока в Петербурге медленнее, чем в других регионах Северо-Западного федерального округа (СЗФО). Как отмечают эксперты, судя по количеству туристов, останавливавшихся в гостиницах, базах отдыха и т. д, в апреле-сентябре 2020 года в Петербурге турпоток составил 30,3% от аналогичного показателя в апреле-сентябре 2019 года. При этом в других регионах СЗФО этот показатель значительно выше — в Коми, например, турпоток в апреле-сентябре 2020 года составил 76,8% от показателя за аналогичный период в 2019 году, в Карелии — 70,7%, в Ленобласти — 65,8%, в Калининградской области — 65%.
По мнению экспертов ЦСР «Северо-Запад», восстановление турпотока в другие регионы происходит быстрее, потому что там сделана ставка на индивидуальные программы для туристов, загородный, курортный отдых. «Одна из основных причин — отличие коронавирусных ограничений — даже у Ленобласти и Петербурга они отличались. В Ленобласти действовало правило зон, а не вводились ограничения на весь регион», — говорит первый вице-президент, руководитель направления «Пространственное развитие» ЦСР Наталья Трунова. По её мнению, на восстановлении турпотока сказались и ограничения на посещение одних из основных достопримечательностей Петербурга — музеев. «Многим очень тяжело находиться в закрытом помещении в масках. Я знаю, что до сих пор даже многие горожане отказываются от посещения музеев, потому что это просто физиологически тяжело», — говорит она.
Креатив, дизайн и образование
Новые приоритеты в развитии туризма в Петербурге ЦСР «Северо-Запад» предлагает выстраивать на основании темпов роста спроса на различные туристические объекты. Сейчас ядром туристического сектора в городе является культурно-познавательный туризм (44% в структуре туристического потока в 2020 году), однако последние несколько лет он рос медленнее остальных сегментов. Наиболее динамично в Петербурге растёт деловой (8,7% в структуре турпотока в 2020 году), развлекательный (13% в 2020 году) и событийный туризм (5,7% в 2020 году).
Новые приоритеты в развитии туризма в Петербурге ЦСР «Северо-Запад» предлагает выстраивать на основании темпов роста спроса на различные туристические объекты.
Исходя из этого ЦСР «Северо-Запад» предлагает пять новых направлений в развитии туризма Петербурга на ближайшие годы. Первое из них — «Новая культурно-туристская география». Если раньше город делал акцент на классические экскурсионные программы и наиболее посещаемыми культурными объектами остаются Эрмитаж, Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, то сейчас эксперты предлагают формировать единое культурное пространство в городе, вовлекать для привлечения туристов объекты «новой культуры» — Манеж, пространство «Никольские ряды», Технопарк «Ленполиграфмарш».
Второе направление включает образовательный туризм и предполагает привлечение туристов за счет различных программ обучения и получения сертификатов, подтверждающих новые компетенции и квалификации. Третье направление представляет Петербург как один из центров дизайна. В этом направлении в фокусе экспертов — Академия имени А.Л. Штиглица, конкурсы и форумы, которые можно организовать на её базе.
Ещё два направления представляют Петербург как столицу водного туризма и мировой трэвел-хаб. Последнее также подразумевает усиление роли Петербурга как начальной точки путешествий в регионы Северо-Запада.
Песни эногастрономии
Директор петербургского филиала «Интуриста» Александр Мусихин считает выигрышными озвученные направления для развития туризма. Он отмечает смещение спроса у туристов с классических достопримечательностей к креативным и гастрономическим пространствам. «Всю большую популярность набирают мероприятия и объекты показа на территориях арт-пространств. Зачастую выбор ресторана для иностранных групп важен не менее самой экскурсионной программы. Про эногастрономический (подбор вина к блюдам — ред.) туризм в наш город и песни даже пишутся. Мое мнение, что подобные программы могут существенно дополнить и разнообразить классические, но заменить — вряд ли», — говорит он.
Мусихин считает, что Петербург сможет привлечь туристов и с помощью образовательных программ. По его словам, в образовательном сегменте у туроператоров наиболее высокий спрос на туры в период дней открытых дверей в ВУЗах Петербурга. «Более того, образовательные туры популярны у иностранцев. Наша компания принимала группы студентов из некоторых европейских стран. Наиболее востребованы были такие туры у туристов из Италии и Германии. Так что ждем открытия границ», — говорит он.
Новая туристская география, по мнению инвестора Hotel Indigo St. Petersburg Tchaikovskogo, гендиректора ООО ITS (Индивидуальный туристический сервис) Виктории Шамликашвили, безусловно поможет увеличить турпоток в Петербург; но как именно будут реализовываться заявленные направления — большой вопрос. «Для того, чтобы сделать из Петербурга столицу дизайна, неплохо понять, какие у нас есть для этого возможности. Я считаю, что у нас не самое большое количество молодых хороших дизайнеров, в мире есть города, где их гораздо больше; также в Петербурге не много раскрученных пространств, в которых можно было бы обустроить модные бутики и шоу-румы», — говорит она. Что касается образовательной сферы, то, по мнению Шамликашвили, пока в Петербурге пользуются спросом программы для IT-специалистов. Однако привлекать туристов могут и образовательные учреждения, так или иначе связанные с искусством.
Зависимость от государства
Впрочем, приходят к выводу эксперты, развитие туризма в Петербурге в ближайшей перспективе будет зависеть от принимаемых властью решений. То, как Смольный позиционирует Петербург на туристическом рынке, играет ключевую роль в развитии отрасли, считает Виктория Шамликашвили. «Недавние новогодние закрытия, к сожалению, привели к тому, что туристы мало того, что не поехали в Петербург, они перестали планировать приезды. Неубранные от снега и песка улицы не сильно способствуют привлечению туристов, также, как и ограждения, которые власти уже несколько недель подряд расставляют по центру города, чтобы сдерживать потенциальную толпу неких активистов, которой нет. Очень многие люди сегодня говорят так: «В Петербурге непонятно, что происходит, администрация города принимает какие-то странные решения и всё непредсказуемо; поэтому мы лучше поедем в другой регион», — говорит Шамликашвили.
Как считают эксперты, развитие туризма в Петербурге в ближайшей перспективе будет зависеть от принимаемых властью решений.
Как отмечает Наталья Трунова, для того, чтобы Петербург расширил возможности для туристов и предложил им не только классическую архитектуру, но гастрономические и арт-пространства, городским властям необходимо поддерживать локальный бизнес. «Властям нужно поддерживать частные проекты, искать компромиссы, а не вставать исключительно на одну сторону. Например, улица Рубинштейна сейчас может лишиться вообще всего общепита по всем известным причинам», — говорит она. Пример поддержки креативной индустрии Петербург может взять с Москвы. «В столице уже создаются креативные технопарки, центры коллективного пользования со своими льготами для резидентов с творческой специализацией. Существующие меры поддержки в Петербурге пока только связаны с предоставлением помещений, что правильный шаг, но недостаточный для всестороннего развития отрасли», — полагает эксперт.
Что касается образовательного туризма, то, по словам Натальи Труновой, при наличии конкурентоспособных на международной арене вузов (СПБГУ, ИТМО), в Петербурге сейчас не хватает качественной студенческой инфраструктуры — общежитий, доступа к лабораториям. «Попытки создать такую инфраструктуру упираются в вынос кампусов, распределенных сейчас по городу — загород (что тоже для Санкт-Петербурга спорное решение). А существующие студенческие городки, такие как МСГ (Межвузовский студенческий городок рядом с метро «Парк Победы» — ред.) уступают в своем качестве даже самым маленьким и неизвестным университетам Европы», — говорит она.
Как долго будет восстанавливаться турпоток?
Эксперты ЦСР «Северо-Запад» составили три сценария восстановления туристического потока в Петербурге на ближайшие годы. По первому оптимистическому сценарию по итогу 2021 года турпоток восстановится до 5 млн, по смешанному сценарию — до 4 млн и по пессимистическому сценарию до 3,5 млн человек. Оптимистичный сценарий подразумевает под собой постепенное снятие ограничений по въезду иностранных туристов и частичных ограничений для внутренних туристов, а также ограничений на проведение мероприятий к январю 2022 года. Смешанный сценарий подразумевает волнообразный вариант развития пандемии COVID-19, характеризующийся периодическим ужесточением санитарноэпидемиологических мер. Третий пессимистический сценарий подразумевает сохранение ограничений по въезду иностранных туристов и частичных ограничений для внутренних туристов на проведение мероприятий до 2022 года. В таком случае турпоток будет восстанавливаться за счёт активного формирования онлайн-рынка цифровых сервисов и продуктов туристической отрасли.
ЦСР «Северо-Запад»
Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» — независимый общественный институт. Деятельность Фонда заключается в проведении стратегических исследований и выработке экспертных рекомендаций по широкому кругу социально-экономических вопросов.