Глава «Теремка» в Петербурге — об уходе McDonald’s и росте цен
С 1 апреля сеть блинных «Теремок» повышает цены в меню. Генеральный директор группы компаний в Петербурге Виталий Свидовский объяснил, почему это решение стало вынужденным, насколько подняли цены поставщики на основные продукты, как изменилась и подорожала логистика поставок. Также предприниматель рассказал о последствиях закрытия ресторанов McDonald’s.
Виталий Свидовский, генеральный директор группы компаний «Теремок» в Петербурге:
«Две главных проблемы сейчас — это рост цен и логистика. Дорожает всё: и курица, и мясо, и борщевой набор. В среднем подорожание за месяц составило до 10%, включая сопутствующие материалы и средства гигиены и дезинфекции, а подорожание целой группы стратегических продуктов: масло, крупы, отдельные виды мясных деликатесов, сыры, масло сливочное, сливки — составило 20-30%. Но есть вопиющие примеры отдельных продуктов, таких, как сахар, который уже подорожал почти на 80%. Цены на красную рыбу подняли на 60%. И есть риски, связанные с производством этой рыбы, потому что мальков и корма поставляют из Норвегии. Если они прекратят отгрузки в РФ, то рыбы просто не будет.
Есть разрывы логистических цепочек. Машины, которые едут из Европы, стоят сейчас на границе с Евросоюзом неделями. Для них есть риски, уже были нападения на водителей. И эти риски перевозчики включают в цену доставки. Ситуация очень тревожная, нужно перестраивать логистику. Новые санкции против России и ограничения на передвижение коснулись даже поставок из тех стран, которые по-прежнему работают с нами. Например, с Чили у нас хорошие отношения, но поставки продукции из этой страны шли чрез Европу, которая сейчас блокирует нам отгрузку, отказываясь принимать контейнеры, идущие в РФ. Скорее всего, придется доставлять товары окружным путем, например, через Китай. Это приведет к удорожанию логистики на 20-40%.
У нас есть существующие контракты, мы по ним работаем. Но как предприниматели просчитываем риски и хотели бы управлять ими. Пока никакие позиции из меню «Теремка» мы не выводили. Но перспективные риски за счет проблем в логистике существуют. Мы хотим обсудить это с властями, смогут ли они повлиять на эту ситуацию; оказать поддержку и помощь сельскохозяйственным предприятиям по восстановлению логистических цепочек и импортозамещению.
В конце февраля в Петербурге с общепита сняли все «ковидные» ограничения, но тут же начали добавляться сложности, связанные с ростом цен. Мы уже подняли в марте цены всего на 1,5%, хотя нам поставщики подняли цены за март на 10-20%. И на апрель тенденция роста цен сохраняется. Можете себе представить, что случилось с нашей рентабельностью, насколько она упала? Была надежда, что после того, как курс рубля начал укрепляться, цены отыграют назад. Но никто из поставщиков их не снизил. Поэтому мы вынуждены с 1 апреля поднимать цены в меню от 5 до 7%.
Временная приостановка деятельности в России McDonald’s уже сказалась на нашей работе. Поставщики, которые работали с ними и чья продукция пересекалась по ассортименту с нами, начали искать новые возможности и показывать свою готовность сотрудничать. Это была громадная махина, которая закупала тысячи тонн продуктов для своих нужд. А потом — раз и поставки приостановились. Сейчас мы можем увеличить объемы закупок определённых продуктов, например, будем брать больше салата Айсберг. Но по мясу у нас другие требования к качеству сырья.
В марте в торговых центрах мы почувствовали снижение трафика: там закрылись магазины зарубежных брендов, в кинотеатрах сократился репертуар и количество сеансов, к тому же оставшиеся бренды подняли цены. Причин для похода в торговый центр стало меньше. Но с учетом закрытия McDonald’s, на фудкортах стало меньше конкуренции, у нас стало больше посетителей. Уход McDonald’s подстегнул рост продаж, но снижение трафика его снизило. Один фактор наложился на другой — и мы вышли примерно в ноль.
Явного увеличения количества соискателей за счет бывших сотрудников компаний, которые приостановили свою деятельность в РФ, пока не произошло. Но пока люди оттуда массово не увольнялись, мы ожидаем, что этот процесс может начаться в апреле. Сейчас у нас открыто 200 вакансий. Если мы получим гранты и поддержку от правительства на запуск новых ресторанов, то потребность в персонале возрастет до тысячи человек».
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции
Подготовила: Мария Тирская