Финансовые аргументы: «удалёнка» кардинально изменила рынок труда
Спустя более года пандемии, компании делают серьезный выбор: возвращаться к прежнему офисному формату работы, либо сохранять хотя бы частичную «удалёнку». Те, кто сократили офисные площади, уже фактически сделали свою ставку. Остальные работодатели формально имеют шанс оставить все как было. Однако содержательно организации все равно будут другими: работники и рынок труда изменились, отмечают эксперты РБК Петербург и перечисляют уже произошедшие и предстоящие трансформации в трудовой жизни, а также вокруг нее. Одна из перемен — в том, что парадоксальным образом рост безработицы резко увеличил число людей, не боящихся менять работодателя.
«Есть компании, говорящие сейчас: «Стоять-вернуться-в ружье! По вам товарищи скучали». К этому особенно склонны фирмы, не сократившие за время пандемии офисные площади. Они вдвойне стремятся возвращать сотрудников, если руководство соскучилось по командованию. Директора вернулись в офисы в костюмах и галстуках, оказались в пустых кабинетах, испытали тоску и приняли меры. Но как общество, мы никогда не сможем вернуться в классическую офисную систему организации труда, и вот почему.
На новом уровне смелости
Работники получили новый опыт. Кто-то счел его негативным и счастлив приглашению вернуться в офис. Причем, некоторые люди понимают ситуацию так, что если их не позвали в офис, то они не нужны. И спрашивают: простите, мне когда увольнения ждать? Но много и тех, кто во время пандемии оставался без работы, пробовал себя в формате ИП или самозанятости, и увидел, что, оказывается, готов нести эту нагрузку.
Это крайне важный социальный эффект! Всех пугает культура предпринимательства, когда ты сам за себя отвечаешь. Но если вам пришлось преодолеть этот страх, и у вас получилось зарабатывать не меньше, чем предлагают по найму? Тогда появляется совсем другая социальная смелость — готовность жить без работодателя. Профессионалы, перешедшие на новый уровень смелости, задают себе вопрос: что именно мне может дать работодатель? В этих условиях жесткая позиция фирмы по отношению к рабочему месту или графику работы — не выигрышна. Я знаю немало специалистов, которые всерьез рассматривают смену работодателя в случае, если он не предложит хотя бы 4 дней в неделю работы из дома. Но и наоборот: если у профессионала нет физической, а порой и психологической, возможности эффективно работать из дома, к этому нужно отнестись с пониманием.
«Профессионалы, перешедшие на новый уровень смелости, задают себе вопрос: что именно мне может дать работодатель?»
Другой наем
Другое трансформирующее компании событие — массовый наем иногородних без релокации. Компании уже активно ищут продавцов, IT-специалистов, производственный персонал в других регионах для удаленной работы. Из-за этого в целом ряде городов стали расти зарплаты, стремясь к уровню тех рынков труда, где сидят новые наниматели. Ищут таким образом и руководителей. Если раньше крупные компании прописывали целые большие программы релокации сотрудников на ключевые позиции, и там было много вопросов: перевозить сотрудника за счет фирмы одного или с семьей, поддерживать ли его детей, нужно ли трудоустраивать «вторую половину», то теперь все упростилось — работник остается дома, и ему периодически оплачивают самолет для участия в очных совещаниях, инспекциях и так далее.
При этом процесс интеграции людей в компанию, конечно, усложнился. Общение в офисе — социальный клей, который исчезает, когда мы обмениваемся документами в рабочем чате и даже устно обсуждаем их в зуме. Видеоконференции позволяют многое решить, но социального клея в них нет. Чем его заменить — это вопрос.
«Общение в офисе — социальный клей, который исчезает, когда мы обмениваемся документами в рабочем чате и даже устно обсуждаем их в зуме».
Суженная функция работы
Как может выглядеть виртуальная корпоративная культура, каким образом без ежедневного личного общения передавать культурные коды и ценности, которые компаниям нельзя потерять — все это тоже большие вопросы, пока не решенные.
Офис в принципе занимал огромное место в жизни людей. Здесь появлялись новые знакомства, формировались социальные роли, проходил досуг, здесь же прятались от семейных невзгод. Никогда раньше психологи не получали столько запросов на проработку личностных и семейных проблем, как в период перехода на удаленку. Потеряв офис как место, где можно «забыться», люди были вынуждены искать себя и отвечать на годами отодвигаемые в сторону вопросы: тем ли делом я занимаюсь? с тем ли человеком живу? Отсюда волна разводов, прокатившаяся по стране и миру.
Очевидно, общество будет искать компенсаторные механизмы, позволяющие перенести часть социальных функций из рабочего пространства в другие места и процессы. Функция работы в этом смысле будет, видимо, сужена.
Домашние и офисные дни
Тем не менее, актуальность поиска «социального клея» внутри команд очень высока — не ради досуга сотрудников, а ради рабочей эффективности и сохранения идентичности компаний.
Значительная часть компаний выберет гибридный формат, когда мы работаем по домам, а в офисы приезжаем на 1-2 дня в неделю, чтобы оставаться командой. Гибридный формат направлен на людей, состоявшихся профессионально и осознающих область своей ответственности. Офис для них — чтобы учиться, в том числе учиться взаимодействию при удаленном режиме, предупреждать возникающие при этом проблемы; представлять друг другу результаты индивидуальной работы; обсуждать стратегию и разные сценарии развития фирмы, тренировать новичков.
Разработать программу «офисных дней» — задача руководителей. Сама собой эта новая практика не сложится. Понятно, что при этом нужно учитывать и разный стаж сотрудников, и разный объем необходимых каждому командных взаимодействий. Так, погружать новичков в культуру и правила компании лучше очно, и, если вы наняли иногородних руководителей, им необходимо приехать и увидеть своих подчиненных не только на экране. Наоборот, лояльные старожилы не теряют связи с командой и поддерживают высокую эффективность, даже работая с тропического острова.
Впервые за долгие годы мы воочию убедились, что все сотрудники — разные, живут в разных условиях и имеют разные ожидания. В этом — и большое приобретение, и серьезный вызов».
«Когда обнаружилось, что можно сократить затраты благодаря удаленной работе, все компании стали анализировать структуру своих расходов на рабочие места. И поэтому обратной дороги к всеобщей офисной жизни уже нет. Финансовые аргументы — самые сильные в бизнесе.
«Обратной дороги к всеобщей офисной жизни уже нет. Финансовые аргументы — самые сильные в бизнесе».
Анализ не может не показать, что пафосные офисы требуют больших ресурсов и в случае аренды, и в случае собственности; что к арендной плате и коммунальным платежам прибавляются «мелкие» расходы на офисную инфраструктуру. Важно также понимать, что нарезка офисов в классических бизнес-центрах выполняется без учета особенностей компании. Обычно вы просто вынуждены арендовать то, что вам предлагают. И оно минимум на 15-20% не совпадает с вашими реальными потребностями.
Средние и крупные компании сначала проводят ревизию своего штата и помещений — что само по себе крайне полезно — затем ранжируют всех сотрудников по степени потребности в рабочих местах, качеству и географии этих мест. По моим субъективным оценкам, не более 60% работников будут работать в офисах после возвращения к нормальной жизни, и это будут, примерно в половине случаев, не те офисы, которые были до пандемии.
В тренде — не закреплять за каждым работником отдельного места. Люди используют рабочие места и переговорные по графику, приезжая в офис 2-3 раза в неделю. Для проектных команд компании арендуют помещения на время тех фаз проектов, которые требуют интенсивной групповой работы.
«В тренде — не закреплять за каждым работником отдельного места. Люди используют рабочие места и переговорные по графику, приезжая в офис 2-3 раза в неделю».
Эти процессы безусловно изменят и рынок недвижимости, и городскую среду, приводя, как минимум, к снижению автомобильного трафика и нагрузки на общественный транспорт. Насколько быстро — это вопрос.
Исследование, проведенное нами совместно со студентами Высшей школы экономики в Петербурге, показало, что далеко не все готовы отправить сотрудников на удаленку и переехать в коворкинг или просто в меньший офис. На это идут компании, делающие интеллектуальный продукт в сфере IT, финансов, научно-технических разработок, особенно если этот продукт предназначен для бизнеса. Причем не всегда фирмы готовы прямо сейчас потратиться на переезд, чтобы в дальнейшем лучше управлять своими издержками.
Для B2 °C удаленка — это вообще форс-мажор. Сотрудники должны общаться с клиентами, а офис часто соседствует с шоурумом, со складом или мастерской. Между тем торговые компании составляют примерно половину малого и среднего бизнеса в Петербурге. В них занято больше полумиллиона работников (это данные Росстата и ФНС). Практически все они вернулись на рабочие места еще прошлым летом. Так что переоценивать скорость происходящих перемен тоже не стоит».
Подготовила Елена Кром
Подробнее о плюсах и минусах удаленной работы, новых условиях труда, сокращении затрат и повышении эффективности бизнеса читайте в новом спецпроекте РБК Петербург «PROофис».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.