Лепить новый Апраксин двор будут "спасители" Бирюлево
Власти Петербурга наконец-то подвели итоги конкурса на подготовку эскиза концепции преобразования территории "Апраксин Двор". Победителем конкурса стало московское "Архитектурное бюро Тимура Башкаева". Об этом сообщается в материалах госзаказа. Кстати, именно Т.Башкаев, а также его коллеги из МАРХИ, предложили проект застройки овощебазы и промзоны в скандальном Бирюлеве.
Что касается попыток городских властей преобразить исторический комплекс в центре Петербурга, то они начались еще во второй половине 1990-х. Сначала этим занималось "Агентство по реконструкции и развитию "Апраксин двор". В середине нулевых у Смольного возникла идея привлечь для этой задачи единого стратегического инвестора. Конкурс выиграла компания "Главстрой-СПб", входящая в холдинг "Базовый элемент" Олега Дерипаски.
В начале 2013г. комитет по инвестициям Смольного решил не продлевать соглашение с компанией из-за того, что "финансово-экономическая эффективность проекта с учетом историко-культурной экспертизы не отвечает ожиданиям инвестора с точки зрения доходности". Тогда и возникла необходимость поиска нового инвестора и разработки новой концепции. Эскизом проекта и будет заниматься "Архитектурное бюро Тимура Башкаева".
Единственным конкурентом москвичей на конкурсе выступило петербургское "Архитектурное бюро "Студия 44"" Никиты Явейна, которое снизило цену в два раза против первоначальной — до 500 тыс. руб. Москвичи же предложили выполнить работы за 200 тыс. руб.
РБК решило побеседовать с главами проигравшей компании и компании-победителя о том, какие могут возникнуть сложности при реализации проекта.
Никита Явейн, руководитель архитектурной мастерской "Студия-44"
Никита Игоревич, как вы оцениваете результаты конкурса?
У этой организации как юрлица нет лицензии для работы с объектами культурного наследия. Ее нет и она не подана. Значит, любое их проектирование нелегитимно. Они могут для себя что-то сделать, но представить это куда-либо не имеют права. И вообще не имеют права участвовать в этом конкурсе.
Все проектные работы на памятники требуют лицензии. В остальных случаях - проектирование возможно только для себя. В КГИОПе их не примут, я думаю. Если примут, то я могу в прокуратуру обращаться.
За счет чего, по-вашему, можно было в пять раз сбить первоначальную цену?
Я думаю, расходы на печать эскизов покроются этой ценой, если плохо печатать. Услуги по печати будут равны этой сумме. Если бы я делал, то эта сумма как раз примерно пошла бы на печать.
Насколько, по-вашему, важен опыт работы в Петербурге для создания такого проекта?
У нас в городе такое количество веселых картинок в последнее время, но только строить-то не получится.
Можно нарисовать с любым взглядом, но нужно понимать, что за 20 дней это невозможно. Надо изучить проблему, взять все ПИБы, изучить охранное законодательство, а так это будут веселые картинки.
Какие сложности ждут создателей эскизов?
Есть очень жесткая историко-культурная экспертиза с очень жесткими условиями. Главная сложность - ее учесть. Я знаю много проектов, которые представляют собой просто веселые картинки — они не предусматривают какого-либо охранного законодательства.
Возможно, этот парень тоже возьмет наши эскизы, что-нибудь там изменит или сам что-то налепит. Тогда выйдет еще смешнее, потому что наша-то работа не соответствует экспертизе, ее нужно ужесточать. Поскольку мы делали ее еще до получения последних итогов историко-культурной экспертизы...
Тимур Башкаев, руководитель "Архитектурного бюро Тимура Башкаева"
Тимур Истанович, "Апраксин Двор" находится в зоне очень жесткого градостроительного регулирования, порядка 80% зданий являются памятниками архитектуры. У вас уже есть работы в таких стесненных условиях?
Мы делали проект реконструкции и реставрации Ярославского вокзала, который является памятником архитектуры в стиле модерн. В "Апраксином Дворе" больших сложностей с реставрацией не предвидится — памятники все выявлены, все режимы охраны понятны, в этом направлении была проделана большая работа. Мы будем полностью придерживаться всех рекомендаций КГИОП. Самая главная сложность и основная наша задача — это переформатировать ту депрессивную среду, которая сейчас там сложилась. Нужно вернуть туда жизнь хорошего качества, сделать городские общественные пространства.
Какую функцию должны выполнять эти пространства?
Как раз над этим мы сейчас и будем работать. Но мы точно понимаем, что это будет не одна функция и не две, это будет многофункциональное пространство.
Не опасаетесь, что с вашей концепцией случится то же, что и с предыдущей, которая так и не была реализована?
Предыдущая концепция не опиралась на рекомендации по охране памятников, предполагала снос многих зданий, поэтому и возникли проблемы с ее реализацией. Кроме того, она была больше заточена под коммерцию, торговлю, большие торговые пространства.
То есть, по-вашему, торговля в "Апраксином Дворе" не нужна?
Конечно, торговля останется как одна из функций. Но не как крупноформатные пространства, это здесь невозможно из-за структуры исторических зданий. Нужен более мелкий формат.
Одна из версий предыдущей концепции предусматривала подъем зданий на общую платформу-стилобат для создания дополнительных площадей. Вы в своем проекте "Новая Земля" также использовали искусственные платформы. Не собираетесь переносить этот опыт в Петербург?
Концепция "Новой Земли" невозможна в исторической среде "Апраксина Двора". Предыдущая концепция предусматривала стилобаты и очень мощное подземное строительство. Мы считаем все это не вполне уместным. Мы будем сохранять не только аутентичные здания, но и аутентичную городскую среду.
Значит, вы не будете использовать подземные пространства?
Точно не в таком масштабе.
Тогда как решать вопрос с парковками, которые понадобятся для нового общественного пространства?
У нас уже есть расчеты и определенные решения, но мы будем готовы их озвучить чуть позже.
Тимур Истанович, ваше бюро победило в конкурсе благодаря невероятно низкой цене — в пять раз меньше первоначальной. За счет чего удалось так снизить цену?
Первоначальная цена в миллион рублей не слишком соответствует объему и задаче работ. Мы провели предварительную работу, посмотрели, и считаем, что можно выполнить задание за 200 тысяч.
У вашего бюро нет лицензии на работу с объектами культурного наследия. Это как-то влияет на исполнение заказа?
Лицензия нужна начиная со стадии проекта. Для создания эскиза она не нужна.