Не было бы счастья: как кризис принес петербургским отелям дивиденды
«Рекордный год», - говорили отельные топ-менеджеры по итогам новогодних каникул и майских праздников. Их прогнозы на летний сезон - тоже оптимистичные. Политический кризис в отношениях с Западом и экономическая нестабильность в России принесли четырех- и пятизвездочным гостиницам Петербурга неожиданные дивиденды. Как долго удастся их получать, пока неясно.
Праздник удался
«Январь 2015 года стал для нас уникальным месяцем. Загрузка в наших двух отелях выросла на 15 – 20% по отношению к январю прошлого года, - говорит заместитель генерального директора гостиниц «Астория» и «Англетер» Наталья Изотова. - Мы не ожидали таких показателей». «Этот год складывается очень хорошо, - подтверждает генеральный управляющий отелем Golden Garden Тамара Черных. - В декабре-январе прирост загрузки составил 50% к прошлогодним показателям, растет также валовая выручка».
Т.Черных / Фото Golden Garden
«Январь был лучшим за 10 лет! – еще более категоричен в оценках совладелец и управляющий отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы. – У нас в сегменте четырех-пяти звезд налажен обмен информацией, поэтому мы видим, что происходит у коллег, и знаем, что зимние праздники для всего петербургского рынка вышли рекордными». В «Гельвеции» «новогодняя» выручка увеличилась на 22% к январю 2014 года, который был для этого отеля пиком десятилетия. В Golden Garden говорят о серьезном превышении докризисных показателей. Целый ряд других отелей отметили, что побили минувшей зимой собственные рекорды.
Весна продолжила позитивную тенденцию: больше половины четырех- и пятизвездочных гостиниц Петербурга, расположенных в центре города, в марте-апреле продемонстрировали рост загрузки и выручки. Майские каникулы прошли ударно, а на предстоящий Петербургский международный экономический форум «мы были полностью проданы еще в марте», - отметил Юнис Теймурханлы. По словам Тамары Черных, впервые за несколько лет номера на форум так рано бронировали.
Россия – щедрая душа
По словам Натальи Изотовой, удачный зимний турсзезон в Петербурге обеспечили несколько обстоятельств, включая даже погоду. «Сейчас нет таких суровых зим, какие бывали в северной столице раньше, - поясняет она, - поэтому прогулки по городу в новогодние каникулы стали вполне комфортными. К тому же, существенно возросла транспортная доступность Петербурга – постоянно курсируют скоростные поезда до Москвы, введен в строй современный аэропорт. Эти факторы повлияли на то, что минувшей зимой Петербург впервые стал для россиян реальной альтернативой европейским столицам, где они привыкли проводить новогодние каникулы».
Н.Изотова / Фото РБК
Впрочем, перечисленные причины только дополняют главную: «На нашем рынке произошло классическое импортозамещение», - констатирует Юнис Теймурханлы. Как он поясняет, среди «зимних» гостей петербургских отелей оказалось немало «невыездных» с семьями – россиян, попавших в санкционный список, но основную часть притока сформировали люди, отказавшиеся от зарубежных поездок по экономическим причинам. В «Гельвеции» доля российских гостей во время зимних праздников 2015 года достигла 85%. «Такого никогда не было!» - подчеркивает управляющий отелем. Даже в отеле Four Seasons Hotel Lion Palace St Petersburg, ориентированном, как принято считать, на богатых американцев, 55% гостей составили россияне. «Превалирующий сегмент – Россия, и это характерно для всех пятизвездочных отелей города», - говорит управляющий «Гранд Отеля Европа» Юлия Пашковская.
Гостиницы, которые раньше других сориентировались на российского туриста, в этом году получили преимущество. «Еще 3 года назад мы скорректировали стратегию, сделав акцент на работе с российским рынком, - рассказывает Тамара Черных. - Мы проводили рекламные кампании и маркетинговые акции, специально направленные на приток внутренних туристов, и в 2014 – 2015 годах это принесло ощутимые дивиденды. С октября у нас идет гораздо более активный, чем в среднем на петербургском рынке, рост загрузки и доходов».
Практически все отельные менеджеры отмечают, что российский гость – выгодный. «В новогодние каникулы, когда приехало много российских гостей, активно продавались экскурсии и другие дополнительные услуги», - отметила Юлия Пашковская. «Россияне дают очень хороший доход. В среднем, они больше любят тратить деньги, чаще покупают дополнительные услуги и активнее загружают гостиничные рестораны, чем европейцы», - подчеркивает Юнис Теймурханлы. «Благодаря импортозамещению, гостиничный сегмент не проиграл от кризиса, а пока, наоборот, выиграл», - считает он.
Плоды девальвации
«В сегменте индивидуальных туристов россиян стало больше, но и иностранных туристов по-прежнему немало. Это не может не радовать», - отмечает генеральный управляющий отеля Hotel Indigo St. Petersburg Tchaikovskogo Евгения Данилихина. Действительно, прогнозы краха въездного туризма не оправдались: после непродолжительной паузы, иностранные гости возобновили поездки в Россию и Петербург.
Е.Данилихина / Фото Hotel Indigo St. Petersburg
Как сказали РБК в одном из отелей, «весь прошлый апрель и май мы принимали отмены бронирований». Политический конфликт России и Запада и вооруженный – на Донбассе - с самого начала испортили летний турсезон 2014 года, а падение малазийского боинга поставило на нем крест: петербургские гостиницы стояли полупустые. «Больше всего пострадал американский рынок, - отметила Наталья Изотова. - Турпоток из США весь прошлый год шел по ниспадающей». В этом году, по ее словам, начинается восстановление американского рынка, и достаточно высок интерес со стороны европейских туристов. «Европейский сегмент не сократился, - констатирует Юлия Пашковская. - Падение рубля сказалось на нем позитивно».
По словам Юниса Теймурханлы, сократилась доля гостей из Швейцарии и Германии – граждане этих стран чувствительны к политике. «Зато выросло число приезжающих в Петербург итальянцев и испанцев, поскольку это в основном аполитичные люди, и они ценят возможность отдохнуть дешевле, - продолжает он. – В связи с падением курса рубля, валютные цены проживания в российских отелях стали очень привлекательными. Этим объясняется и рост турпотока из Латинской Америки и Азии». «На втором по численности, после россиян, месте остаются гости из США, приезжающие с частными визитами. Остальные гости - в равных долях из Бразилии, Мексики, Китая и Европы», - описывает текущий «национальный состав» постояльцев Мартин Ромберг, генеральный управляющий Four Seasons Hotel Lion Palace St Petersburg.
М.Ромберг / Фото Four Seasons
Естественно, девальвационный фактор работает только в том случае, если отели удерживают цены. «Средняя цена на петербургском рынке почти не растет, - говорит Тамара Черных. – И я не думаю, что текущая ситуация позволит ей заметно вырасти до конца года». «Сейчас на рынке не та ситуация, когда отели могут себе позволить серьезный рост цен, - подтверждает Евгения Данилихина. - Наш отель заключает договоры с партнерами в рублях, и все цены, которые были нами заявлены в 2014 году на 2015 год, остались без изменений. Мы и в дальнейшем не намерены менять цены на 2015 год». «При этом цены товаров, продуктов и услуг, которые потребляет отель, растут», - замечает она.
Рост внутреннего туризма вкупе с девальвационным интересом к России позволяют прогнозировать успешный летний сезон 2015 года. «Наши прогнозы на лето весьма оптимистичны. Не хотелось бы сглазить, но те задачи, которые мы поставили перед собой на 2015 год, мы пока выполняем и перевыполняем», - говорят в Hotel Indigo St. Petersburg . «Лето выглядит очень оптимистично, особенно июнь и июль. Уже серьезное количество подтвержденных бронирований, и темп бронирования остается высоким», - сообщает Мартин Ромберг из Four Seasons.
Что касается межсезонья, когда Петербург принимает мало туристов, то городские отели получили весомую поддержку в лице командировочных из «Газпрома». «Переезд «Газпрома» стал серьезным толчком к развитию нашего рынка, - говорит Юнис Теймурханлы. – Даже в «Гельвеции» этой весной каждый пятый гость был из «Газпрома», хотя мы не специализируемся на бизнес-сегменте. Я знаю крупные петербургские гостиницы, которые заполнены менеджерами этой корпорации практически целиком». «Поскольку 30% структур «Газпрома» остаются в Москве, и, кроме того, имеются многочисленные подразделения корпорации в регионах, поток командированных в Петербург менеджеров и специалистов будет высоким и в следующие годы, - продолжает он. - К тому же, сыграет позитивную роль переезд судов».
Ю.Теймурханлы / Фото "Гельвеции"
Несколько ложек дегтя
Нельзя сказать, тем не менее, что отельный рынок Петербурга совсем ничего не потерял в 2014 – 2015 годах. Во-первых, большинство отельеров отмечают существенный спад в сегменте иностранных групп – в одних гостиницах сократилась доля приезжающих деловых групп, в других – групп туристических. Во-вторых, сдерживая рост цен на проживание, гостиницы теряют прибыль. «Выручка хорошая, однако, с прибылью не все просто, особенно для нас, поскольку у нашего отеля много затрат, привязанных к закупкам за границей», - говорит, в частности, Мартин Ромберг. «Подъедают» гостиничную маржу и сервисы online-бронирования. «К сожалению, чем популярнее становятся online-агентства, тем больше растет комиссия, взымаемая ими за свои услуги, - отмечает Евгения Данилихина. - Мало кто из пользователей задумывается о том, что с каждого бронирования, сделанного через on-line агентство, отель платит значительную комиссию с полученной выручки».
Но главное, что потерял рынок отелей, - это стабильность. «Хотя лето выглядит очень оптимистично, мы испытываем некоторую нервозность, - признает Тамара Черных. – В ситуации политической и экономической нестабильности, сохраняется вероятность событий, которые приведут к отмене бронирований, как это было годом раньше». Юниса Теймурханлы в большей степени волнует перспектива на 2016 год. «Прошлый кризис для нашего рынка оказался отложенным: 2009й год прошел хорошо, а в 2010м нас «накрыло», - отметил он. – Поэтому следующий год вызывает определенную тревогу».
Немаловажный вопрос в этой связи – насколько долгосрочен потенциал внутреннего туризма? «Конечно, у людей сохраняется желание съездить в другие страны, - рассуждает Наталья Изотова. – Когда наши соотечественники адаптируются к новому уровню курса рубля, они, вероятно, возобновят поездки за границу. В относительном выражении, приток российских туристов в Петербург сохранится и в будущем, но абсолютные цифры вряд ли будут такими впечатляющими, как в этом году». В позитиве от кризиса остается открытие Петербурга, сделанное многими россияне – есть вероятность, что часть туристов, вынужденно познакомившихся с городом, захотят сюда вернуться.
Елена Кром