Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Беспилотные трамваи в Петербурге: как и где они будут ездить

Фото: Cognitive Pilot
Фото: Cognitive Pilot

Все новые серийные трамваи, которые будут поступать в Петербург по техзаданию «Горэлектротранса», «умные» — они оснащены системой активной безопасности и помощи водителю Cognitive Tram Pilot на основе искусственного интеллекта (ИИ), которая является беспилотной системой управления третьего уровня (по мировой классификации). Об этом 1 июня сообщил директор «Горэлектротранса» Денис Минкин, подводя итоги пилотного проекта промышленной эксплуатации «умных» трамваев в Петербурге.

Петербург стал первым российским регионом, который массово внедрил отечественные технологии ИИ в сферу общественного электротранспорта, сообщила Ольга Ускова, генеральный директор Cognitive Pilot, специализирующейся на разработке беспилотных систем на транспорте (дочернее предприятие Сбера и Cognitive Technologies).

Первая партия «умных» трамваев

Первая партия умных трамваев состоит из 138 машин. В соответствие с графиком поставки, до конца ноября 2023 года их производитель, «ПК Транспортные системы», передаст «Горэлектротрансу» 77 двухсекционных трамваев «Богатырь М» и 61 трехсекционных трамваев моделей «Витязь М» и «Невский». На данный момент в парке предприятия, насчитывающего 747 вагонов, уже 82 вагона оснащены системой Cognitive Tram Pilot, что составляет 11%. Стоимость системы составляет всего 2-2,5% от общей стоимости трамвая, сообщили в Cognitive Pilot.

Отметим, что уже 9 месяцев в Петербурге по маршрутам № 24 и № 60 ездят беспилотные трамваи в режиме опытной эксплуатации. Они выполнены на базе серийных двухсекционных моделей 71-923М «Богатырь М» и трехсекционных 71-931М «Витязь М» и оснащены системой Cognitive Tram Pilot.

Подводя итоги совместного пилотного проекта СПб ГУП «Горэлектротранс» и компании Cognitive Pilot, директор «Горэлектротранса» Денис Минкин сообщил, что с сентября 2022 года по май 2023 года умные трамваи прошли по маршруту № 24 более 50 тыс. км. По его словам, применение ИИ в управлении трамваями позволило сделать транспортный поток на линиях более равномерным, минимизировать заторы, обеспечить более комфортный для пассажиров скоростной режим, без резких рывков и торможений, сократить время ожидания трамваев на 5-10%.

Сохраняя инфраструктуру

Контроль скоростного режима, который обеспечивает новая система, позволяет, как утверждает Денис Минкин на основе опытной эксплуатации, более бережно сохранять рельсовую инфраструктуру, минимизировать число инцидентов с «биением» стрелок, повреждением крестовин и кривых участков полотна. Этот фактор, по расчетам разработчиков, может на 30-40% продлить срок жизни инфраструктуры и вагонов и до 15% экономить бюджетные средства на ремонт.

За время эксплуатации системы Cognitive Tram Pilot разработчики получили большой объем информации, которая позволит повысить безопасность на дорогах. Это данные о причинах возникновения проблемных ситуаций на дорогах, разных категориях нарушения ПДД и т.д. На их основе в ближайшем будущем планируется выпуск рекомендаций водителям автотранспорта о том, как не следует ездить в общем потоке с трамваями.

Фото: Cognitive Pilot

Как сообщал РБК Петербург в момент презентации «умного» трамвая, система Cognitive Tram Pilot соответствует критериям беспилотных систем третьего уровня (по международной классификации). Она обеспечивает устойчивое считывание т.н. объектов дорожной сцены: пешеходов, светофоров, транспортных средств, дорожных знаков. На основе этой информации система «понимает» дорожную обстановку, прогнозирует развитие дорожных ситуаций, оценивает вероятность столкновения и, в случае квалификации системой дорожной ситуации как опасной (например, когда обнаруживает объект на рельсах), предупреждает водителя. Если водитель не реагирует, система самостоятельно осуществляет торможение.

Трамвайная революция

«Тема оказалась очень интересна с технической точки зрения, потому что выявила целый ряд направлений и проблем, которые мы даже представить себе не могли», — прокомментировал итоги эксперимента Денис Минкин. По его словам, возникает необходимость обучения интеллектуальных систем управления трамваем, построения системы переподготовки кадров и образования внутри «Горэлектротранса», потому что в перспективе, когда эти системы внедрятся уже на уровне полноценного автопилотирования, водитель трамвая должен стать уже фактически бортинженером и изменить профиль своей специальности. Третье — принципиально новая система организации производства трамваев.

«Мы совместно с компанией «ПК Транспортные системы» и «Горэлектротранс» начали один из первых в мире проектов промышленного использования систем ИИ для управления городским общественным транспортом, — сообщила РБК Петербург Ольга Ускова. — Санкт-Петербург стал первым российским регионом, который массово внедрил отечественные технологии ИИ в сферу общественного электротранспорта».

«Вообще промышленных проектов по использованию ИИ в общественном транспорте в мире не много и результат отечественных разработчиков техники и ИИ можно считать более чем достойным, — отметил Максим Ледков, исполнительный директор АНО «Совет Рынка Городской и транспортной инфраструктуры», одной из ведущих российских организаций в сфере экспертизы транспортного рынка. — Проект по промышленному использованию технологий искусственного интеллекта Cognitive Pilot на трамваях в Санкт-Петербурге за первый год своей реализации продемонстрировал серьезные результаты, как по обеспечению безопасности движения, так и по экономическим параметрам. Срок ее функционирования может быть продлен до 30%, что позволит сэкономить до 10-15% средств, предназначенных на ее ремонт».

Справка

Всего трамвайный парк Петербурга сейчас насчитывает 747 пассажирских вагонов. С учетом хозяйственного инвентаря, включая снегоочистители, песковозы, а также учебные трамваи — 781. Устаревшими, по данным «Горэлектротранса» являются 422 вагона, то есть более половины от всего количества.

Повтор публикации от 01.06.2023 

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 26 ноября
EUR ЦБ: 108,87 (+1,45)
Инвестиции, 25 ноя, 17:44
Курс доллара на 26 ноября
USD ЦБ: 103,79 (+1,21)
Инвестиции, 25 ноя, 17:44
Глава МИД Италии пообещал не отправлять своих военных на УкраинуПолитика, 03:33
Дофаминовые интерьеры: как создать дома интерьер, вызывающий яркие эмоцииРБК «Стиль» и Familia, 03:23
Демократы рассказали о страхе и гневе после победы ТрампаПолитика, 03:18
Брянский губернатор сообщил о трех сбитых дронахПолитика, 03:04
Подготовленная Францией бригада ВСУ «Анна Киевская» отправилась на родинуПолитика, 02:54
Под Воронежем сбили беспилотникПолитика, 02:43
В Ростовской области сбили четыре беспилотникаПолитика, 02:22
Скидки на подписку до 60%
Максимальная выгода до 2 декабря
Купить со скидкой
Bloomberg узнал, что Киев получил от Британии еще десятки Storm ShadowПолитика, 02:15
Трамп решил назначить в ФБР автора «плана чистки правительства»Политика, 01:54
В США заявили, что еще не оценили последствия от испытаний «Орешника»Политика, 01:52
Байден в последний раз в качестве президента США помиловал индеек. ВидеоОбщество, 01:30
В Киеве и Харькове прогремели взрывыПолитика, 01:27
В Пентагоне заявили, что еще не отправляли подрядчиков на УкраинуПолитика, 00:53
Politico узнало планы Харрис на выборы 2028 годаПолитика, 00:51