Торговые комплексы Петербурга потеряли больше четверти посетителей
Посещаемость торговых центров Петербурга по итогам октября 2020 года снизилась на 3,5% по сравнению с сентябрем и на 26,3% год к году, говорится в отчете Watcom Shopping Index, на который ссылается газета «Коммерсантъ». Падение активности потребителей в октябре — нетипичное явление, отметили аналитики. В прошлом году в этот период Shopping Index относительно сентября вырос на 4,8%.
Изменения отмечают и другие эксперты. Директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева говорит, что если в сентябре трафик достигал 80–85% от уровня прошлого года, то в период 5–18 октября он снова стал снижаться. Сейчас, по ее наблюдениям, посещаемость торговых центров Петербурга остается на уровне 70–75% относительно значений прошлого года. По оценкам участников рынка, отток посетителей начался с конца сентября, а выраженным этот тренд стал во второй декаде октября.
«В случае улучшения эпидемиологической ситуации, мы скорее всего увидим рост показателей посещаемости уже в конце ноября. По нашему мнению, в этом году люди будут стараться приобрести большую часть необходимого для празднования Нового года заранее, что позволит минимизировать потенциальные риски и избежать стояния в традиционных предновогодних очередях», — сказала РБК Петербург директор департамента торговой недвижимости PPF Real Estate Russia (компания-собственник ТК «Невский центр» в Петербурге) Екатерина Трушлякова.
По словам участников рынка, уменьшение числа посетителей торговых комплексов не во всех случаях говорит о значительном падении выручки арендаторов. Как поясняет Екатерина Трушлякова, спад посещаемости частично компенсируется увеличением среднего чека. «На протяжении нескольких месяцев мы фиксируем тот факт, что люди более целенаправленно посещают торговый центр, четко понимая, что и где необходимо купить. Многие игроки показывают рост продаж относительно прошлого года, порой даже значительный. В этой связи каких-то массовых обращений в отношении снижения арендных ставок мы не фиксируем», — говорит Екатерина Трушлякова.
В холдинге «Адамант» (управляет двадцатью двумя ТРК в Петербурге) также ожидают роста покупательского спроса в торгово-развлекательных комплексах к новогодним праздникам. Но в компании прогнозируют, что возврат к прежним, докризисным показателям будет возможен не раньше следующего года. «Аномально теплый октябрь не дает нам возможности делать однозначные выводы о сезонной покупательской активности. Падение курса рубля и ожидание второй волны коронавируса добавляют неопределённости», — сообщила директор департамента рекламы УК «Адамант» Алена Мариничева.