Петербургский производитель аккумуляторов выходит на новые рынки
Петербургский завод АО «Ригель» (одно из крупнейших аккумуляторных предприятий России) вкладывает 300 млн руб. в модернизацию. Проект позволит компании выйти на новые рынки и наладить выпуск аккумуляторов для маломерных пассажирских судов.
Батареи для частных судов
Как сообщили в пресс-службе АО «Аккумуляторная компания «Ригель», компания подписала соглашение с ООО «НПК Морсвязьавтоматика» (МСА, занимается промышленным станкостроением и разработкой электроники для судостроения) и его «дочкой» ООО «Эмпериум» о сотрудничестве. В его рамках владелец «Ригеля» — холдинг «Теллус Групп» — вложится в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новой отечественной высокоэнергетической батареи на литий-ионных железофосфатных аккумуляторах. Эти устройства предполагается использовать для обеспечения запаса энергии на электрических катамаранах, которые будут выпускаться на верфи «Эмпериума» в Ленобласти.
Генеральный директор «Морсвязьавтоматики» Андриан Правдин уточнил, что верфь планируется запустить осенью этого года, она будет строить около 20 судов в год. «Пока мы используем для наших судов импортные аккумуляторы, но готовы перейти на продукцию «Ригеля», если она устроит нас по качеству и цене. Мы рассчитываем на импортозамещение в этом сегменте», — добавил он.
Разработка и запуск производства аккумуляторов нового вида — один из этапов модернизации производства. Кроме того, сейчас идут переговоры с рядом других потенциальных партнеров, для которых может быть запущены новые виды аккумуляторов, добавили в пресс-службе «Ригеля». В компании отметили, что считают перспективным выход в новые сегменты рынка, которые активно развиваются. «Ригелю» также важно увеличить число частных заказчиков для диверсификации бизнеса: сейчас у «Ригеля» доля государственных заказов составляет около 90%.
Туманные перспективы
Участники рынка отмечают, что проект по модернизации «Ригеля», составленный, скорее всего, до наступления экономического кризиса, отвечал рыночной конъюнктуре. «Увеличивается количество различных видов электрического и комбинированного транспорта, что повышает спрос на различные виды аккумуляторов. Их используют не только в электромобилях, но и в другом колёсном и рельсовом транспорте. Технологии совершенствуются: уже есть проекты электрических кораблей и летательных аппаратов, что также будет увеличивать потребности в различных видах аккумуляторов», — комментирует Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».
«Вместе с тем, экономический кризис явно затормозит внедрение новых видов электротранспорта, использующих накопительные системы — аккумуляторы. В нынешних условиях переходить на него при дешевой нефти никто не будет», — считает глава аналитического отдела УК ЛМС Дмитрий Кумановский.
Справка
ОАО «Аккумуляторная компания «Ригель» — первый аккумуляторный завод в России, основанный в 1897 году. Сегодня она производит современные аккумуляторы и аккумуляторные батареи для транспорта, систем автономного и бесперебойного питания, средств связи, вычислительной, бытовой и другой техники. «Ригель» был поставщиком аккумуляторов для атомной глубоководной станции АС-31 («Лошарик»), на которой летом 2019 года в результате пожара погибли 14 офицеров-гидронавтов. Собственником предприятия, по данным его пресс-службы, в начале 2020 года стала компания «Теллус Групп», стратегическим инвестором — компания «Евроинвест». Выручка АО «Аккумуляторная компания «Ригель» в 2018 году составила 227 млн руб. против 658 млн руб. в 2017 году. Прибыль — 10 млн руб. в 2018 году против 46 млн руб. в 2017 году. Данных за 2019 год пока нет.
По данным гендиректора ООО «Литий-ионные технологии при ФТИ им. А.Ф.Йоффе» Василия Жданова, емкость мирового рынка литий-ионных аккумуляторов составляет около $30 млрд, в том числе, на Россию приходится около 2% от этой суммы. Прирост потребления аккумуляторов до эпидемии коронавируса составлял до 20% ежегодно. Ведущими производителем литий-ионных аккумуляторов в России являются компании «Лиотех», «Ригель», «НИАИ «Источник» и АО «Энергия». При этом значительную долю на рынке занимают иностранные производители.