«Закрепляя монополию»: Петербург выступил против законопроекта Госдумы
Правительство Петербурга направило в Госдуму отрицательный отзыв на законопроект о едином рекламном операторе. Его принятие может привести «к ликвидации рынка наружной рекламы», приводит слова петербургских чиновников «Фонтанка».
«Защитить национальные интересы»
Как сообщал РБК 15 июля, на внеочередном заседании Госдумы в первом чтении был принят законопроект, разработанный заместителем председателя комитета по экономической политике Артемом Кирьяновым. Он вносит изменения в ФЗ «О рекламе», которые регулируют вопросы установки цифровых рекламных конструкций, а также размещения электронных объявлений физических лиц.
По замыслу депутата, в России должен появиться единый оператор цифровых рекламных конструкций и объявлений. Такой оператор необходим, чтобы, как указывает Артем Кирьянов, нивелировать «последствия ограничительных мер в отношении Российской Федерации со стороны недружественных иностранных государств» и защитить национальные интересы «в связи с рисками распространения недостоверной информации». Такими угрозами, как считает автор законопроекта, могут быть кибератаки и просто хулиганские действия. Наружная же реклама на цифровых носителях, по мнению депутата, — «наиболее уязвимый сектор в информационной сфере».
Против создания монополии
По данным «Фонтанки», официальную позицию Смольного в отзыве на законопроект подготовил вице-губернатор Анатолий Повелий. «Определение единого оператора не соотносится с законом о защите конкуренции», — утверждает чиновник. Он видит проблему и в том, что единый оператор сам будет выступать в качестве владельца цифровых рекламных конструкций, совмещая функции хозяйствующего субъекта на рынке и контролирующего органа. Чиновник добавляет, что законодательством России предусмотрено, что граждане и юридические лица должны иметь свободу в заключении договоров, тогда как проектом закона фактически устанавливается обязанность владельцев цифровых рекламных конструкций заключать с единым оператором договоры на использование информационного ресурса. «Закрепляя монополию единого оператора на предоставление указанных услуг, проект закона не устанавливает каких-либо механизмов государственного регулирования цен», — подчёркивает вице-губернатор Петербурга.
В Смольном также обратили внимание, что опасным может быть предоставление единому оператору возможности собирать и хранить персональные данные. Беспокоит чиновников и возможное сокращение социальной рекламы на новых рекламных конструкциях. Проблему Анатолий Повелий видит и в том, что единый рекламный оператор фактически имеет право не считаться с требованиями по охране памятников. То есть, в центре Петербурга смогут повесить любую рекламу, какой бы ни был рядом исторический контекст и архитектура.
«Существенная разница в сроках действия договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций у единого оператора и у всех остальных участников рынка наружной рекламы ставит единого оператора в заведомо более выгодное положение, создавая дискриминационные условия, ограничивая конкуренцию <…> Принятие проекта закона приведет к сокращению финансовых поступлений от отрасли в региональные бюджеты, а также к массовому сокращению рабочих мест», — добавляет он. Принятие проекта закона в целом названо нецелесообразным.
Разрушить целую отрасль
Как ранее писал РБК, участники рекламного бизнеса также выступили против создания единого оператора. «Непродуманные инициативы, подобные законопроекту о едином операторе досок объявления, могут в одночасье привести к разрушению целой интернет-отрасли. Совершенно непонятно, какова необходимость в таком поспешном и радикальном регулировании индустрии, когда перед ней стоят задачи сохранения рабочих мест, развития сервисов для населения и удержания IT-талантов», — заявили в пресс-службе «Авито». Необходимости в дополнительном регулировании этого направления нет, согласился GR аналитик ЦИАН Дмитрий Денисов. Кроме того, по его мнению, у пользователя должен быть выбор удобных для него сервисов и платформ.
«Монополизация той или иной отрасли приведет не только к ограничению такого выбора, но и к ухудшению бизнес-климата в стране. В текущей версии законопроекта не до конца понятно, распространяются ли предлагаемые нормы на сервисы, работающие по модели онлайн-классифайдов. Мы считаем, что необходимо четко обозначить тех, кто подпадает под регулирование, и помимо соцсетей сделать исключение для онлайн-классифайдов, осуществляющих социально-значимые функции, в том числе по помощи в улучшении жилищных условий граждан», — резюмировал Денисов.
На подготовку поправок к проекту отвели 30 дней (до середины августа). Второе чтение запланировано на осеннюю сессию Госдумы.