Петербургская сеть дискаунтеров расширится до 30 магазинов
ГК «Реалъ», владеющая сетью одноименных магазинов, запустила новую сеть магазинов низких цен под названием «Ценберри». Две точки «Ценберри» начали работать в центре Петербурга. До конца 2023 года их откроют еще несколько, а в следующем году готовится запуск порядка 30 магазинов, рассказали РБК Петербург в «Реалъ». При этом пилотные точки сети были открыты в пригородах Петербурга — Кудрово и Мурино — в прошлом году. Формат продовольственного дискаунтера развивают в Северной столице и федеральные игроки, отмечают эксперты, хотя и не всегда успешно.
Другая концепция
Один из двух «Ценберри» открылся на Конной улице, недалеко от Староневского проспекта, второй — в модной локации Московского района, рядом с Парфеновской улицей. Средняя площадь торговых точек составляет от 130 до 170 кв. м.
«Мы решили открыть еще два магазина в центре города, — рассказывает сооснователь ГК «Реалъ» Александр Мышинский, — и до конца года откроем еще несколько, а в следующем году запустим около 30 магазинов, открывать по одному большого смысла нет».
Если инвестиции в обычный продовольственный магазин сейчас составляют 15-18 млн руб., то открытие дискаунтера может стоить 3-5 млн, потраченных на ремонт и оборудование, рассказывает Мышинский.
«Поставили низкие наценки — и работаем в формате every day low price — всегда низкая цена, — описывает он концепцию новой сети. — Стараемся, чтобы было дешевле чем в крупных сетях по акции. Низкую наценку можно сделать благодаря меньшим издержкам по сравнению с обычными супермаркетами — это меньшая стоимость аренды, меньшее число персонала и пр. Благодаря этому наценки в «Ценберри» вдвое ниже, чем в обычных супермаркетах».
Конкуренты стимулируют
В подобном формате работает уже целый ряд игроков. Среди них — принадлежащие сети «Магнит» магазины под вывеской «Моя цена» (19 магазинов в Петербурге, согласно данным серевиса 2ГИС). Зашла в Петербург и федеральная сеть «Светофор», хотя это магазины несколько иного формата — с паллетной выкладкой, и там значительную часть ассортимента составляют товары для дома и бытовая химия. Магазины сети обычно находятся в местах, непривлекательных для конкурентов, вдали от жилых массивов. У X5 в формате жесткого дискаунтера работает сеть «Чижик», которая пока не вышла на рынок Северной столицы.
В Петербурге заметным игроком на продовольственном рынке низких цен стала сеть «Семишагофф», открывшая на данный момент 167 магазинов. Сеть появилась в середине 2000-х, но активное открытие новых точек в Петербурге, Москве и других городах начала в последние 2-3 года.
Социальная корзина
Бизнес-модель подобных игроков — «социальная корзина», рассказал РБК Петербург Александр Мышинский. Отдельные товары ретейлер продает с очень низкой наценкой — зачастую «в минус», компенсируя это за счет высокой наценки на другие ассортиментные позиции.
«На ту же кондитерку у нас наценка пониже, но сделали упор на чай, кофе, и к нам приходят покупать бакалею, расширяем линейку молочных продуктов, овощей и фруктов, и покупатели смогли оценить такой подход. Хотя мы еще не придумали, что будет «точкой притяжения», как, например, алкоголь у «Красного и Белого». Но наш магазин в Мурино, например, находится в одном доме с «Лентой» и «Магнитом» и работает при этом стабильно, хотя результаты у нас, мы считаем, пока скромные», — говорит Александр Мышинский.
Борьба за выживание
Дискаунтеры по-прежнему считаются перспективным и выгодным форматом развития ретейла. Однако выживать новым игрокам в этой нише становится все сложнее. Например, сеть «Лента» еще в 2021 году запустила магазины формата мини, однако позднее ретейлер закрыл некоторые из них, следует из финансового отчета компании. В документе говорится, что во втором квартале 2023 года «Лента» закрыла по стране 62 точки малых форматов, «не соответствующих критериям эффективности». В Петербурге очередное закрытие мини-«Ленты» произошло недавно на ул. Декабристов.
«Биться за покупателей новым игрокам эконом-сетей приходится не только с дискаунтерами и магазинами «у дома», но и с алкомаркетами, некоторые из которых буквально «выжигают» все, что открыто поблизости. Конкуренция осложняется и тем, что даже классические супермаркеты все сильнее расширяют ассортимент низкобюджетных товаров. То есть, по сути, тоже становятся ближе к дискаунтерам, чем к обычным магазинам», — подмечает Михаил Лачугин, независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети.
Справка:
Александр Мышинский — петербургский предприниматель, который начинал как оптовый поставщик в торговые сети и в 2009 году вместе с партнером открыл собственную сеть продовольственных товаров «Реалъ». Сейчас в сети насчитывается 77 магазинов, несколько из них также переведены в формат «дискаунтеров». По данным сервиса по проверке контрагентов Чекко за 2022 год ООО «Торговый дом «Реалъ» работал с оборотом 9,6 млрд руб. Чистая прибыль по сравнению с 2022 годом понизилась до 29,5 млн руб. (минус 40%). Оптовую торговлю партнеры сохраняют и являются поставщиками большинства торговых сетей в Петербурге.