Петербургские торговые комплексы продолжают терять покупательский трафик
По итогам июля 2022 года посещаемость крупных торговых центров Петербурга почти на треть ниже прошлогодней. При этом в ТЦ малого и районного форматов спад значительно ниже — только 3%, подсчитали в компании Focus. Эксперты связывают это с тем, что такие объекты понесли значительно меньшие потери от ухода иностранных брендов, поскольку те были представлены в основном в крупных торговых комплексах.
Ниже уровня прошлых лет
Как сообщил руководитель направления исследований и консалтинга компании Focus Михаил Васильев, в июле в Петербурге показатель Mall Index (отражает изменение количества посетителей на единицу площади торговых центров) для ТЦ крупных и очень крупных форматов был на 29% ниже показателя за аналогичный период 2021 года и на 38% ниже показателя аналогичного периода 2019 года. В небольших ТЦ ситуация значительно лучше: для ТЦ малых и средних форматов Mall Index был лишь на 3% ниже показателя за июль прошлого года, и на 18% ниже показателя 2019 года.
«Причина такого разрыва в снижении посещаемости заключается в том, что в крупных торговых центрах большого формата доля иностранных брендов несравнимо выше, чем у районных ТЦ. Соответственно, иностранные бренды играли роль якорей, точек притяжения потока. Сейчас эти магазины закрыты и посещаемость логично обвалилась. А ТЦ формата «у дома» посещают с другими целями, поэтому там просадка по посещаемости не такая критичная», — поясняет руководитель отдела исследований и консалтинга, партнёр IPG.Estate Валерий Трушин.
По данным директора департамента исследований Nikoliers Вероники Лежневой, в крупноформатных ТЦ закрыто в среднем 20-35% торговых площадей, в ТЦ районного формата — только 10%. С конца февраля 2022 года более ста зарубежных брендов одежды и косметики приостановили работу в России, часть их них объявили об окончательном уходе с нашего рынка (IKEA, H&M, Nike, Starbucks, Victoria’s Secret, Marks & Spencer, Mothercare, LUSH и др.)
Перераспределение семейных бюджетов
Ажиотаж покупателей и большие очереди в тех торговых центрах, где магазины H&M возобновили работу для продажи остатков товаров перед уходом с российского рынка, значительного влияния на показатели посещаемости в августе не окажет, считают эксперты.
«В текущих экономических условиях потребитель перешел в режим «жесткой экономии» и «сбережений». В ситуации, когда 50% экономически активного населения в стадии потери работы или под угрозой сокращения, а вторая половина — не знает, что их ждет завтра, говорить о каком-либо росте потребления и, следовательно, желании посещать торговые центры — не приходится», — комментирует директор департамента исследования рынка компании Maris Алена Волобуева. По ее словам, частично спад посещаемости обусловлен перераспределением бюджетов домохозяйств в пользу отпусков, которые сейчас в приоритете у тех, кто еще сохранил рабочие места.