Недвижимость россиян в Эстонии: продать, сохранить или потерять
Привычные для многих жителей Северо-Запада стратегии вкладывать свободные средства в недвижимость в Финляндии или Эстонии теряют свою привлекательность из-за санкций. Велика вероятность того, что в дальнейшем возможностей вложиться в дом или квартиру в соседней стране станет еще меньше, равно как и возможностей пользоваться своим активом. Особенно сложная ситуация складывается в Эстонии.
В таких обстоятельствах многим состоятельным петербуржцам предстоит делать нелегкий выбор между продажей и попыткой сохранить зарубежную недвижимость, говорят эксперты. РБК Петербург разбирался в нюансах.
Россиян могут лишить недвижимости?
С 18 августа Эстония запретила въезд гражданам России с шенгенской визой, выданной дипмиссией самой Эстонии. Владельцы недвижимости также были исключены из списка тех, кто может оформить визу. В том, что многие объекты недвижимости в Эстонии принадлежат иностранцам, власти этой страны видят угрозу собственной безопасности. Именно этим вице-канцлер МВД Эстонии Вейко Коммусаар объясняет уже введённые и планируемые в дальнейшем ограничения: «Могут ли граждане третьих стран владеть землёй и недвижимостью, например, в критически важных инфраструктурах или приграничных районах? Это определенно место, которое нуждается в дальнейших изменениях», — заявил Вейко Коммусаар.
А недавно он заявил, что власти страны примут закон, который теоретически может лишить россиян местной недвижимости. Речь идёт о ситуации, когда владелец не будет оплачивать коммунальные услуги из-за визового запрета. Оплатить услуги в странах Балтии с российских счетов также невозможно. «Если человек действительно окажется в ситуации, когда он не сможет управлять недвижимостью и образуется долг, в самом крайнем случае квартиру могут реализовать для покрытия долга», — сообщил Коммусаара. В Эстонии подсчитали, что потерять право собственности рискуют 4,5 тыс. россиян. Всего граждане России владеют 41 351 объектами недвижимости в этой стране.
Как реагируют владельцы недвижимости?
Судя по соцсетям, некоторые россияне восприняли заявление руководства МВД Эстонии как реальную угрозу частной собственности (на фоне приостановки упрощённого визового режима с Россией и признания за странами Балтии и Финляндией права на национальном уровне запретить россиянам въезд в Евросоюз через их границы). Местные издания полны комментариев русских жителей Эстонии, которые воспринимают отказ в выдаче виз всем россиянам без разбора, владеющим недвижимостью в стране, как ограничение их прав по национальному признаку и считают, что такие меры эстонских властей достигают политического эффекта, противоположного поставленным целям.
Кроме того, по мнению директора по продажам Объединённой финансово-промышленной компании Richness Realty Владимира Фёдорова, последние события нивелировали привлекательность Финляндии и Эстонии для петербуржцев: «Привлекательность рынка недвижимости Финляндии и Прибалтики снижалась последние годы, это было обусловлено значительно выросшими ценами, появлением более интересных предложений в странах с более благоприятным климатом. В период пандемии географическая близость и удобство доступа потеряли актуальность, а нынешняя политическая ситуация в части ограничений въезда — это пропасть, которая практически свела к нулю интерес к рынку недвижимости Эстонии, Латвии, Литвы и Финляндии. Остался лишь один вопрос: как из этих рынков выйти и каковы будут потери для собственников?».
Россияне продают квартиры в Эстонии
Риелтор таллинского агентства недвижимости Игорь Волков рассказал РБК Петербург, что последние заявления правительства Эстонии мотивировали многих россиян продавать имеющееся у них жильё в этой стране. «Есть клиенты, которые имели в Эстонии какие-то родственные связи, например, здесь у них жила мама или бабушка, они получили наследство и иногда приезжали в Эстонию отдыхать. Сейчас у них такой возможности не будет, и они это понимают, поэтому стараются продать», — говорит Игорь Волков. «Последняя сделка у меня была как раз такого рода. Мужчина хотел продать за 90 тысяч евро однокомнатную квартиру, доставшуюся в наследство от мамы, мы её в итоге продали за 77 тысяч евро, это цена чуть ниже рыночной, он согласился, так как ему нужно было срочно выезжать», — рассказывает собеседник РБК Петербург.
Но в целом, по его мнению, сейчас неплохое время для продажи жилья в Эстонии: «Продавец в любом случае останется в выигрыше — цена будет не менее чем на 30% выше, чем, например, два года назад».
Владимир Федоров советует россиянам «сейчас же продавать недвижимость [в Эстонии], если такая возможность существует». «Стратегия «продавать» может реализовываться также в схожих форматах отчуждения прав: сдачи в аренду (вплоть до сдачи за коммунальные платежи), отчуждение прав в виде trade-in или внесения в уставный капитал юридических лиц из дружественных, условно лояльных стран», — говорит он. При этом Владимир Фёдоров считает, что «относительно спокойно» могут себя чувствовать российские собственники балтийской недвижимости, «обладающие некой гуманитарной защитой, близкими родственными связями с резидентами».
Как говорят участники эстонского рынка недвижимости, спрос на квартиры, несмотря на сверхмажорные обстоятельства, есть — его предъявляют в основном русскоязычные жители других стран Балтии.
Если не продавать, то как управлять?
Тем, кто не хочет продавать недвижимость в Эстонии и Финляндии, нужно решать проблему оплаты коммунальных счетов, чтобы не оказаться в ситуации, о которой говорил представитель МВД Эстонии. Чаще всего вопрос решается с помощью посредников, которые берут за подобные услуги порядка 100 евро в месяц. Сами коммунальные в стандартной двухкомнатной квартире в 40 кв. м прошлой зимой достигали 160-170 евро с учётом отопления, летом — примерно 65 евро. В этом году цены могут быть гораздо выше в связи с энергетическими кризисом. По крайней мере, премьер-министр страны Кая Каллас, заявила, что страну ждёт «мучительная зима».
Юристы также предлагают решить проблему оплаты коммунальных счетов с помощью депозита. Правда, для этого необходимо создать возможность переводить деньги из России в ЕС (для этого сегодня используют зарубежные счета в «дружественных» странах или криптовалюту).
А могут ли россияне сейчас покупать жилье в Эстонии?
Несмотря на панические настроения многих россиян, юрист юридического бюро в Таллине SPB ESTONIA Софья Певзнер уверена, что прямых рисков для владельцев эстонской недвижимости из России нет, но внимание к таким лицам будет повышенное. «Никто не собирается национализировать эту недвижимость или покушаться на собственность граждан РФ (это не касается лиц, которые попали в санкционный список), — пояснила она РБК Петербург. — Нотариальная палата не запрещала проводить сделки с недвижимостью, принадлежащей гражданам РФ».
«Однако, отмечу, что каждая сделка подробно анализируется и проверяется в соответствии с санкционными директивами и подзаконными актами Эстонии. Это существенно затрудняет сделки для граждан РФ — проверка источника происхождения средств, отсутствие возможности оплаты наличными, ограничение суммы депозита до 100 тысяч евро (банкам ЕС запрещено принимать депозиты от россиян и российских компаний величиной свыше 100 тыс. евро — ред.), наличие лица и выгодополучателя от сделки в санкционном списке и так далее», — отметила собеседница РБК Петербург.
По словам Игоря Волкова, в основном сейчас россияне покупают в стране объекты эконом-класса стоимостью до 100-200 тыс. евро. «Кто-то хочет оставить деньги в Европе в виде недвижимости, считая, что здесь они не обесценятся. Кто-то в дальнейшем планирует переезд, а кто-то создаёт платформу на случай, если что-то пойдёт не так в России, — объясняет резонность подобных вложений Игорь Волков. — Россияне, у которых здесь есть бизнес, стараются приобретать недвижимость на фирму. Вот недавно звонили клиенты, которые до этого купили одну квартиру, сейчас планируют вторую. Спрашивают, какая ситуация, не будет ли проблем».
Ситуация в Финляндии
Отметим, что Финляндия в этом году также ужесточила условия покупки недвижимости для граждан третьих стран. Если раньше нерезидентам ЕС необходимо было получить только лицензию от финского Минобороны, то теперь ведомство должно также проверять происхождение денег, на которые покупается недвижимость. Кроме того, если речь идёт о покупке земли, Минобороны определяет, достаточно ли расстояние от приобретаемого участка до оборонительных сил или погранохраны Финляндии. Всего за прошлый год россияне заключили 217 сделок с недвижимостью в Суоми, за первые два месяца 2022 года — 54.