Миллиарды на импортозамещение: кому они помогут в Петербурге
Смольный выделил 2 млрд руб. Фонду развития промышленности Санкт‑Петербурга на выдачу льготных займов промышленным предприятиям города. Соответствующее постановление подписал губернатор Петербурга Александр Беглов, передаёт пресс-служба городского правительства. РБК Петербург спросил экспертов, достаточно ли выделенной суммы и кому она поможет.
Повысить «импортонезависимость»
Как говорится в сообщении Смольного, мера поддержки направлена на предприятия, в том числе разрабатывающие новую высокотехнологическую продукцию. По словам Александра Беглова, выделенные фонду средства помогут повысить «уровень импортонезависимости». «Разработанные меры позволят поддержать компании, которые столкнулись с трудностями из-за нарушенных логистических цепочек или вынуждены искать замену импортным комплектующим. При этом мы нацелены на развитие именно собственного производства, которое позволит заместить иностранные изделия», — сказал глава города.
Для поддержки проектов импортозамещения правительство Петербурга разработало три программы, связанные с получением льготных кредитов:
- займы на «технологическое присоединение» в размере от 50 до 300 млн руб. под 3% годовых на срок до 5 лет для оплаты работ по подключению объектов промышленной инфраструктуры к сетям инженерно-технического обеспечения;
- займы для системообразующих организаций Петербурга на покупку комплектующих изделий — в размере от 5 до 50 млн руб. под 5% годовых на срок до 1 года;
- займы для предприятий, которые производят комплектующие изделий промышленной продукции и являются поставщиками системообразующих организаций Петербурга и исполнителей гособоронзаказа — в размере от 5 до 50 млн. руб. под 3% годовых на срок до 2 лет.
В пресс-релизе Смольного не говорится, какие отрасли промышленности правительство считает важным поддержать в первую очередь. В Фонде развития промышленности Петербурга отказались прокомментировать этот вопрос.
«Помогут сильнейшим»
По мнению профессора кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета Елены Ткаченко, данную меру поддержки смогут получить далеко не все производства, нуждающиеся в дополнительном финансировании. «Льготные кредиты, конечно, востребованы, но тут главное слово не «льготные», а «кредиты». То есть требования к кредитоспособности заёмщика никто не отменял. Это ключевая проблема поддержки нашего бизнеса, так как в основном остро нуждаются в поддержке компании, у которых возникли проблемы с ликвидностью. Они как раз кредиты не смогут получить», — говорит экономист. По словам Ткаченко, поддержку получат те производства, у которых есть перспективы и явные возможности для развития. «Может быть, и разумно в условиях ограниченных ресурсов поддерживать сильнейших. Но то, что это облегчит ситуацию с ликвидностью, с платежеспособностью и с возможностью реализовывать проекты для большого количества малых и средних предприятий — вот в этом я как раз не уверена», — продолжает эксперт.
Что касается объёма финансирования, то, по словам Елены Ткаченко, если малому или среднему предприятию удастся получить кредит от 5 млн руб., это будет для него «приличной» суммой для поддержки производства.
«Лучше, чем ничего»
По словам генерального директора НИПК «Электрон» Александра Элинсона, Фонд развития промышленности Петербурга поддерживает относительно небольшие проекты и любые выделенные деньги сейчас помогут бизнесу. «Для крупной промышленной компании 50 млн руб. — это незначительные деньги. Но для небольшой компании 50 млн руб. могут быть существенными деньгами. В любом случае для бизнеса это лучше, чем ничего», — говорит он.
По его словам, пострадали сейчас из-за разрыва логистических цепочек практически все отрасли промышленности, в том числе те, которые не попали под санкции. «Нельзя сказать, что какие-то отрасли пострадали меньше, какие-то больше. Это скорее зависит от конкретных предприятий. Проще приходится тем компаниями, которые до этого работали под санкциями, они уже как-то успели адаптироваться к таким условиям», — говорит Александр Элинсон.
В разговоре с РБК Петербург он отметил, что сам «Электрон» тоже столкнулся с трудностями в поставках комплектующих изделий. «В нашем случае проблема связана скорее с бюрократическими вопросами. У стран, через которые перевозятся наши грузы, постоянно появляются новые требования к документам. Сегодня к одному грузу требуются одни документы, завтра для транспортировки через страну другого груза чиновники на местах просят уже другие документы. Поставки из-за этого задерживаются», — рассказывает он. По словам Александра Элинсона, «Электрон» изучает программы, анонсированные Смольном, и планирует воспользоваться этой мерой поддержки.
Не только деньги
Впрочем, ключевым вопросом поддержки для промышленности является не столько выделение дополнительного финансирования, сколько коррекция сроков госзаказа, считает Елена Ткаченко. По её мнению, сейчас в наиболее тяжёлой ситуации оказались практически все машиностроители.
«Для них поддержкой было бы признание фактов несвоевременной поставки комплектующих под воздействием санкций или из-за нарушения цепочек поставок в качестве форс-мажорного обстоятельства. Это дало бы возможность скорректировать сроки и стоимость заказов в рамках государственного заказа», — говорит она. По словам экономиста, сейчас этого пункта в списке обстоятельств, которые признаются форс-мажорными, нет.