В Петербурге собирают подписи против сноса клиники ради нового метро
Жители Санкт-Петербурга собрали более 2,5 тысяч подписей за сохранение офтальмологического кластера компании «Счастливый взгляд» на Лиговском проспекте, который планируют снести ради строительства нового выхода из метро «Лиговский проспект-2» в рамках проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ). По словам представителя собственника здания — гендиректора ООО «Аванта» Николая Столярова, о планируемом сносе бизнес-центра компания узнала только в начале марта, когда сотрудник АО «Метрострой Северной Столицы» пришел делать замеры на участке.
При этом на разговор власти, по его словам, не выходят. Хотя компания является собственником 11 объектов, которые попадают под снос. Объем инвестиций только в офтальмологический кластер составил около 1 млрд руб. Общая кадастровая стоимость всех объектов, как выяснил РБК Петербург, превышает 838 млн руб.
«Сказали, что хотят разметить котлован»
Речь идет о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Санкт-Петербургом и Москвой. В рамках проекта в городе также планируют построить терминал ВСМ и станцию «Лиговский проспект-2». Как ранее писал РБК Петербург, новые инфраструктурные проекты требуют изъятия и сноса десятков зданий, основная часть которых сконцентрирована на Лиговском проспекте. В частности, под снос попадает 11 объектов компании ООО «Аванта», включая бизнес-центр советской постройки по адресу Лиговский проспект, 52, в котором находятся объекты компании «Счастливый взгляд», а также дома под литерами А, Б, Д, Е, Ж, З, К, Л, О. Кроме того, компания также владеет объектом по адресу Лиговский проспект, 50, лит У. Общая площадь коммерческой недвижимости компании, которую могут ликвидировать ради строительства инфраструктурных проектов, составляет 18,3 тыс. кв. м. В них арендуют помещения порядка 200 компаний.
ООО «Аванта» основано в Петербурге в 2005 году. Согласно данным РБК Компании, владельцем ООО является Марина Гордейчук, генеральным директором — Николай Столяров. Основная деятельность компании — аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом. При выручке за прошлый год в 159,8 млн руб., ее прибыль составила 108,2 млн руб.
Офтальмологический кластер расположен в здании советского бизнес-центра на Лиговском пр. 52. В состав кластера входит клиника микрохирургии глаза широкого профиля и диагностический центр, научно-практический центр повышения квалификации для врачей-офтальмологов и оптометристов, центр коррекции зрения «Мегаоптика» и штаб-квартира сети оптик «Счастливый взгляд». Клиника микрохирургии глаза, по данным исполнительного директора сети оптик «Счастливый взгляд» Виктора Дьяконова, ежегодно принимает более 13 тысяч пациентов.
По плану, именно на месте кластера планируют построить шестиэтажное здание, в котором также будет располагаться вход на станцию «Лиговский проспект-2». В марте власти объявили конкурс на лучший архитектурный облик существующего бизнес-центра.
Однако, по словам Николая Столярова, собственникам зданий об этом официально до сих пор не сообщили. О том, что бизнес-центр попадает под снос, владельцы объектов узнали в начале марта, когда участок посетили сотрудники АО «Метрострой Северной Столицы».
«Пришли сотрудники «Метростроя» для проведения проектно-изыскательных работ. Сказали, что хотят разметить котлован для того, чтобы осуществить бурение на нашей территории. Мы тогда попросили написать официальный запрос. После этого нас позвал комитет по строительству», — рассказал Столяров. По его словам, председатель комитета сообщил, что на месте бизнес-центра будет метрополитен, но никакой дополнительной документации ведомство не предоставило.
При этом, как отметил представитель собственника зданий, компания регулярно пишет письма в органы власти, в том числе на имя губернатора, с просьбой обсудить концепцию строительства вокзального комплекса ВСМ, однако Смольный на запросы не отвечает. По словам арендаторов и собственников объектов, «Метрострой Северной Столицы» также не выходил на связь и не сообщал о какой-либо предполагаемой компенсации за снос объектов.
Многомиллиардные убытки
Впрочем, бизнес заинтересован в том, чтобы обсудить ситуацию и остаться на местах. Как отметил Виктор Дьяконов, размер убытков, которые понесут компании, если власти не пойдут на компромисс, оценить трудно. Объем инвестиций только в офтальмологический кластер на Лиговском проспекте составил около 1 млрд руб. Кроме того, компания планировала построить на территории Лиговского проспекта, 50-52 учебный центр профессионального образовательного учреждения «Офтальмологический медицинский колледж».
Не меньше в разговоре с властями заинтересованы в Культурном центре «Сердце» (компания арендует помещение в доме 50, литера У).
«Бизнес, связанный с концертной деятельностью, изначально подразумевает серьезное вложение средств в акустическое оформление залов, вентиляцию, музыкально-световое оборудование, которое покупается под конкретные пространства. Поэтому любой переезд любого концертного клуба — это огромные потери для арендаторов. О потерях собственников даже страшно говорить», — рассказал креативный директор центра Андрей Новиков.
По словам Николая Столярова, сейчас собственник планирует провести независимую оценку возможных убытков.
«В подсчеты будет заложена не только стоимость коммерческой недвижимости и земельных участков, но и упущенная выгода от простоя офтальмологического кластера, строительство объекта с аналогичной инфраструктурой и переезд в него, потеря ряда рабочих мест и многое другое. Это многомиллиардные убытки», — рассказал он.
Что бизнес предложил властям?
Судя по тексту обращения, которое ООО «Аванта» направляло на имя губернатора, бизнес, в свою очередь, видит несколько альтернативных вариантов размещения нового транспортного узла. Первый предусматривает строительство вокзального комплекса ВСМ у метро «Волковская». По мнению собственника, станция находится на расстоянии 3,5 км от Московского вокзала, имеет много свободных площадей и не страдает от загруженности как Центральный район.
«Строительство на «Волковской» вокзала ВСМ, даст возможность создать развитую транспортную сеть. Наряду с путями ВСМ здесь будут проходить электрички, что позволит связать вокзал со всеми городскими районами, а также районами Ленинградской области. Новый ареал будет связан с центром города и другими районами СПб развитой сетью автомобильных магистралей, метро», — считают в «Аванте».
Второй вариант предусматривает приспособление Московского вокзала только для приема высокоскоростных поездов и перенос потока железнодорожного транспорта (поезда дальнего следования и электрички) на «Волковскую».
Однако предложения поддержали не все. Транспортный инженер Дмитрий Баранов полагает, что строительство терминала ВСМ в районе «Волковской» не лучший вариант с точки зрения связности с транспортными потоками. При этом эксперт согласился с тем, что Московский вокзал — уже перегруженная точка в городе. В качестве альтернативного варианта Баранов привел в пример Ладожский вокзал, однако и эта локация, по его словам, является отдаленной от основных транспортных узлов.
РБК Петербург направил запрос в комитет по строительству.
Напомним, в последней версии проекта было решено интегрировать исторические здания складов Кокоревых возле Московского вокзала в платформу терминала для прибытия поездов ВСМ. Также власти согласились передвинуть несколько зданий Фарфоровского поста, что позволяет избежать их сноса. Однако это не защитило жителей этих домов от вынужденного переезда.
Запуск ВСМ Москва—Санкт-Петербург запланирован на 1 апреля 2028 года, общая стоимость магистрали — 2,349 трлн руб. Трасса позволит перемещаться между городами за 2 часа 15 минут. На маршруте протяженностью 679 км предусмотрены 16 остановок, в том числе в Твери (от Москвы — 39 минут), на Валдае (1 час 15 минут) и в Новгороде (1 час 41 минута). По оценкам Минтранса, проект будет окупаемым и практически не потребует поддержки со стороны федерального бюджета.
Предполагается, что стоимость билета на поезд ВСМ составит 8,9 тыс. руб. Запуск ВСМ отразится на загрузке самолетов — власти ожидают оттока пассажиров авиакомпаний в 14% (до 3,2 млн человек), при этом пассажиропоток между Москвой и Петербургом может увеличиться на 35% (до 43,4 млн пассажиров).
Повтор публикации от 03.04.2025
Еще больше новостей — на канале РБК Петербург в Telegram