«Страшнее ухода арендаторов»: с обслуживанием ТЦ начались проблемы
Остановившиеся лифты, неработающие эскалаторы и инженерные сети — все это может стать проблемой для некоторых бизнес-центров и торговых комплексов в Петербурге. Многие зарубежные поставщики покинули российских рынок, а заменить их продукцию за счет параллельного импорта или российских аналогов не удается, говорят управляющие и собственники объектов коммерческой недвижимости.
Российских аналогов нет
«Надежды на импортозамещение не оправдались, у нас не просто разочарование, а паника, особенно с точки зрения инженерных систем», — заявила руководитель группы управляющих компаний БФА Ольга Мицеловская на бизнес-завтраке «Аренда в период турбулентности: проблемы и решения». «Если отделочные материалы наша промышленность делать научилась, хорошо справляется и с ними все неплохо, то, с точки зрения поддержания качественно работающих инженерных систем — у нас паника. Что рассказывать арендаторам, когда мы по три-четыре месяца ждем поставки запчастей? Я предвижу яму в этой части, это для нас страшнее, чем уход отдельных арендаторов», — говорит Ольга Мицеловская.
Совладелец ХК «Адамант» Евгений Гуревич соглашается с тем, что проблема серьезная. По его прогнозам, запаса прочности хватит где-то на полгода (у «Адаманта» 22 торговых комплекса и несколько бизнес-центров в Петербурге — ред.). «Дальше, если ситуация с логистикой не выправится, могут быть проблемы с технической эксплуатацией лифтов, с эскалаторами, с противопожарными системами, с инженерными системами, со сложными приборами учета. Нас это серьезно беспокоит», — сообщил Евгений Гуревич. По его словам, российских аналогов для этих систем не существует, а решить вопрос за счет поставок из других стран не всегда возможно — в Китае не все производят. «Нужно будет очень стараться, чтобы наши посетители не заметили проблем», — отметил совладелец «Адаманта».
Лифты остановятся?
Как ранее сообщал РБК, по данным Минпромторга почти 30% лифтов, установленных в России в прошлом году, привезли из-за границы. При этом на лифты из дальнего зарубежья (Европы, США и других западных стран) пришлось 13%; еще 15% — на Белоруссию. Однако в долю 75% российских лифтов входила продукция местного предприятия компании Otis, которая после начала спецоперации заявила об уходе из страны. При этом, по данным Российского лифтового объединения, доля импортных составляющих в российских производствах лифтов составляет около 30%. В основном это лебедки, которые поднимают кабину лифтов. Российские производители закупали их в Италии, а также в Корее, Китае и Турции.
Напомним, что ранее финская компания Kone остановила поставки лифтов российским заказчикам и подписание новых договоров, немецкая TK Elevator заявила, что поддерживает санкции и приостанавливает новый бизнес в РФ. В июне Kone объявила об уходе из России и продаже бизнеса местному руководству. Американская компания Otis также заявила, что не будет заключать новые контракты с российскими заказчиками. Компания продала свои российские активы холдингу S8 Capital. В пресс-службе АО «МОС ОТИC» сообщили РБК Петербург, что сейчас все предприятия компании в России, в том числе два завода — по производству лифтов в Санкт-Петербурге и изготовлению лебедок в Щербинке — работают в штатном режиме.