Туфли или кроссовки: в Петербурге меняется покупательское поведение
Выручка несетевых магазинов обуви в Петербурге в сентябре снизилась на четверть, а одежды — на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом со ссылкой на данные онлайн-касс сообщают аналитики ИТ-компании «Эвотор». Эксперты констатируют, что «коронакризис» продолжает менять покупательское поведение горожан — люди стали подходить к шоппингу намного «рациональнее».
Меньше обуви и одежды
В Петербурге выручка магазинов обуви упала в сентябре по сравнению с прошлым годом на 26%, при этом средний чек увеличился на 2%, до 2 114 рублей. Обороты магазинов одежды оказались ниже прошлогодних на 13%, а средний чек — на 3% ниже, чем в прошлом году — 2 220 рублей.
Выручка несетевых магазинов одежды в Ленобласти за год упала на 17%, а средний чек вырос до 1 411, что на 23% выше, чем год назад. А вот по обувным магазинам ситуация в Ленобласти принципиально отличается от динамики в Петербурге. В этом регионе продажи обуви выросли на 10%. Средний чек на обувь тоже вырос за год — на 15%, до 1 099 рублей.
В целом малый бизнес Санкт-Петербурга недополучил в сентябре 19% прошлогодней выручки, уточнили в компании «Эвотор».
По России обороты магазинов обуви упали на 17%, а магазинов одежды — на 5%. Средний чек обувных магазинов остался на уровне прошлого года ― 1 866 рублей, а в магазинах одежды вырос на 3%, до 1 827 рублей.
Спрос сместился
«Удаленный режим работы, отсутствие массовых развлекательных мероприятий, поздний старт туристического сезона, снижение доходов населения, а также ожидание «второй волны» коронавируса повлияли на покупательское поведение», — отметил генеральный директор ИТ-компании «Эвотор» Андрей Романенко. Причем изменения видны не только в выручке, но и в предпочтениях покупателей. По его словам, продавцы утверждают, что спрос сместился в сторону практичной и удобной повседневной одежды и обуви. «Вместо нарядных платьев или офисных костюмов покупатели выбирают джинсы и трикотаж, вместо модельных туфель ― кроссовки», — отмечает он.
Генеральный директор федеральной сети off-price магазинов Familia Светлана Можаева признает, что люди стали делать покупки «рациональнее». При этом, по словам Светланы Можаевой, выручка петербургских магазинов Familia по итогам сентября осталась на уровне сентября 2019 года. Несколько упал трафик (-7%), но это компенсировалось увеличением длины чека (число позиций) и ростом величины (сумма) среднего чека.
По словам президента сети Finn Flare Ксении Рясовой, в петербургских магазинах снижение выручки в сентябре составило 5%, трафика — 2% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Средний чек остался на уровне прошлого года.
Трафик упал
Отметим, что в петербургских торгово-развлекательных центрах трафик также еще не вернулся на доковидные показатели. В августе показатель Shopping Index компании Watcom, который отражает число посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей, снизился на 20,2% по сравнению с августом прошлого года, в сентябре — на 19,7%, а за первую неделю октября на 23,7%.
Как рассказал РБК Петербург генеральный директор Watcom Group Роман Скороходов, падение трафика в петербургских ТРК происходит не только потому, что возобновился рост числа заболевших «ковидом», но и из-за снижения доходов россиян.
Справка
Для анализа использовались данные онлайн-касс «Эвотор» ― более 650 тысяч устройств по всей России. Сравнивался ежемесячный оборот по онлайн-кассам «Эвотор» в 2020 и 2019 годах с поправкой на рост базы. Для определения количества работающих торговых точек на конец сентября сравнивалось среднедневное количество онлайн-касс, пробивающих от 1 чека в день, за неделю и среднедневной оборот по этим кассам за неделю. Показатели за 39 неделю с 21 по 27 сентября ― сравнивались с данными за докризисную неделю со 2 по 8 марта.