Ленобласть меняет план реализации крупных портовых проектов
Власти Ленобласти будут переваливать всё зерно, которое идет через регион на экспорт, через портовые мощности, расположенные в Усть-Луге. Такое решение губернатор региона Александр Дрозденко объяснил заботой об экологии.
Ради экологии
После совещания с главой Минтранса Евгением Дитрихом и председателем правления РЖД Олегом Белозеровым Александр Дрозденко написал на своей странице в Instagram: «Обратил внимание министра на большое количество заявок на строительство зерновых и угольных портовых мощностей для отдельных грузоотправителей. Евгений Дитрих поддержал позицию Ленобласти: один большой и современный комплекс вместо нескольких мелких. Масштаб позволит применить современные технологии и снизить нагрузку на экологию региона». Отметим, что совещание чиновников проходило на территории строящегося терминала Lugaport компании «Новотранс».
Как сообщили РБК Петербург в пресс-службе «Новотранса», зерновой терминал в составе Lugaport мощностью до 8,3 млн т в год станет крупнейшим на Северо-Западе. Первую очередь комплекса планируется ввести к началу 2023 года, вторую — к началу 2024 года; третью — к концу 2024 года. Загрузить терминал планируется, в том числе, за счет переориентации экспортных потоков из стран Балтии на российские порты.
Кроме «Новотранса», свои зерновые терминалы в Ленобласти хотят построить железнодорожный оператор «Технотранс» (Высоцк, планируемая мощность — 4 млн т), «Приморский УПК» (Приморск, мощность — 5 млн т) и ГК «Содружество» (Ломоносовский район, мощность пока не озвучивалась). Что будет с этими проектами, губернатор региона не уточнил.
РБК Петербург не удалось получить оперативные комментарии в этих компаниях.
Угроза профицита
Опрошенные РБК Петербург аналитики, в свою очередь, отмечают, что у региональных властей нет механизмов для того, чтобы заставить частных инвесторов переваливать зерно на определенных терминалах. «Новотрансу» придется привлекать грузоотправителей хорошими условиями, конкурировать даже не столько с иностранными портами, сколько с проектами других инвесторов в Ленобласти, если они будут реализованы», — комментирует главный редактор информационно-аналитического агентства «Портньюс» Виталий Чернов.
При этом эксперты признают, что если в Ленобласти будут построены все заявленные терминалы, регион ожидает профицит мощностей по перевалке зерна. Как говорил ранее РБК Петербург глава аналитического агентства «СовЭкон» Андрей Сизов, в выигрыше останется тот, кто построит терминал первым, поскольку строительство последующих комплексов может стать неактуальным.
Судя по всему, раньше всех зерновой терминал сможет запустить «Новотранс». Однако и у него могут быть проблемы с загрузкой, считают эксперты. «Я думаю, что заявленный в Усть-Луге объект на первых порах будет загружен не более чем на 2-3 млн т в год, больше просто не получится», — прогнозирует Андрей Сизов.
Виталий Чернов признает, что теоретически российские зерновые терминалы могли бы перетянуть на себя часть грузов, которые сейчас обрабатываются в портах Прибалтики. При этом эксперт напоминает, что федеральные власти обсуждают увеличение портовых сборов и введение инвестсбора в портах, что, по его словам, «не будет способствовать снижению цен на услуги по перевалке грузов на территории России».