«Она ломает нашу логику»: как нейросеть начала менять профессии
В мире разгорается дискуссия о последствиях стремительного развития нейросетей. В конце марта власти Италии ограничили использование программой ChatGPT персональных данных итальянских пользователей (из-за несоблюдения правил конфиденциальности). Одновременно глава Tesla, SpaceX и Twitter Илон Маск и сооснователь Apple Стив Возняк подписали открытое письмо с призывом остановить обучение нейросетей. «Должны ли мы позволять машинам наводнять наши информационные каналы пропагандой? <…> Должны ли мы развивать нечеловеческие умы, которые в конечном итоге могут превзойти нас численностью, перехитрить, сделать нас ненужными и заменить нас?», — задаются вопросом авторы письма, которое подписали более тысячи экспертов из отрасли разработки искусственного интеллекта (ИИ).
Немало сторонников у альтернативной точки зрения. Так, в Петербурге на дискуссии ИТМО директор по развитию технологий ИИ «Яндекса» Александр Крайнов заявил, что создание ChatGPT сравнимо по мощности с появлением интернета. «Это будет точно у всех, это уже большая технологическая гонка», — сказал он. О пользе нейросетей публично высказывается и петербургский представитель индустрии образования, руководитель «Лекториума» Яков Сомов. По его мнению, нейросети серьезно изменят сферы образования, маркетинга, дизайна и др. — но перемены необязательно будут негативными. В разговоре с РБК Петербург он объяснил, какие изменения уже начались, и почему он их не боится.
Яков Сомов, генеральный директор просветительского проекта «Лекториум», руководитель Центра массовых открытых онлайн-курсов ГБОУ Президентский физико-математический лицей № 239:
«То, что государствам всё чаще приходится решать сложные вопросы по безопасности личных данных своих граждан — это неоспоримый факт. Данные практически бесконтрольно собираются, перепродаются, сливаются и эксплуатируются. А нейросети позволяют дополнительно очищать и размечать эти данные. К примеру, в некоторых корпоративных мессенджерах и системах управления проектами недавно анонсировали интеграцию с ChatGPT для подготовки резюме общения. То есть, пользователи самостоятельно будут указывать нейросетке, какая часть общения между сотрудниками важна и требует фиксации. Ну, а кому будет передана эта информация, мы не знаем. И, скорее всего, задача с регулированием нейросетей плохо решается из-за разных юрисдикций. Думаю, что в ближайшее время мы увидим, как интернет будет разделён на национальные сегменты с разными правилами игры и уровнями доступа. Но проблемы регулирования не отменяют тех позитивных перемен, которые уже сейчас несут с собой нейросети, например, в образование.
Как нейросети применяют в образовании?
Midjourney и подобные генеративные сети типа Stable Diffusion или DALL-E 2 помогают упростить процесс создания иллюстраций к образовательным курсам. Это быстро, дешево и решает большой блок проблем с авторским правом. Конкретные приложения текстовых нейросетей как ChatGPT мы в «Лекториуме» уже три месяца используем для того, чтобы создавать глоссарии, тесты и короткие маркетинговые описания. Конечно, в итоге всё это проверяет эксперт. Но это сильно облегчает работу преподавателям. Например, у преподавателей самая нелюбимая часть работы — создавать проверочные задания к урокам, а нейросеть не устаёт и спокойно тысячу разных вариантов корректирует под ваши задачи.
Очевидно, что с появлением доступа к нейросетям в образовании произойдёт перестройка всех процессов. Как именно — до конца не понятно. Но есть болевые точки, которые невозможно игнорировать. К примеру, уже сейчас и школьники, и студенты массово используют нейросетки для генерации эссе, сочинений, дипломов и прочего. Это означает, что все домашние задания будут потенциально скомпрометированы. Как на это должна отреагировать система образования? Вот прошло уже лет двадцать — и система образования, зная, что есть решебники и сайты ГДЗ (готовые домашние задания — ред.), отреагировала почти никак. В приличных школах просто вес домашнего задания в оценке знаний школьника сильно изменили в меньшую сторону. Вероятно, теперь проверить, знает ли что-то ученик, можно будет только при нормальном глубоком общении и на экзамене. А это очень серьёзная нагрузка на преподавателя.
Чему учиться с появлением ChatGPT?
Всегда следует учиться думать и принимать решения. Нейросетки, которые сейчас существуют, решают многие вопросы, связанные с генерацией контента, мыслей, идей, объектов, картинок, чего угодно. Но человек всё так же должен уметь принимать решения: что подойдёт, что важно, что не важно, что более точно решает задачи. Если говорить, например, про дизайнера, то бессмысленно сейчас учиться на дизайнера — нужно сразу же учиться на арт-директора. То есть, на того, кто принимает решение, что лучше из того, что ему «нагенерила» нейросетка.
Гуманитариям необязательно учиться техническим специальностям, потому что нейросетки как раз снимают технологический барьер. Если вы не знаете языки программирования и не владеете какими-то инструментами в дизайне, то сейчас у вас появилась возможность с помощью текстовых запросов сделать работу программиста или дизайнера. Сейчас все оказываются в примерно одинаковых технологических условиях, поэтому у людей появляется много возможностей.
ИИ в широком понимании относится к сквозной технологии. Это значит, что технология проходит сквозь различные рынки и аспекты человеческой жизни и обретает смысл только в конкретной отрасли. Например, для маркетолога ИИ может писать рекламные тексты, для слушателя музыкальной платформы — рекомендовать новую музыку на основе прослушанной. Применение этой технологии от отрасли к отрасли меняется. Хорошо бы каждому человеку начать что-то делать с нейросетками, чтобы понять, как эта технология применима конкретно в его отрасли. Универсального ответа, чему нужно учиться, нет. Посмотрите, что эта штука может изменить в вашей профессиональной области. И вы можете обнаружить совершенно неожиданные решения.
Я бы не стал говорить, что какие-то гуманитарные специальности резко станут не нужны. Скорее, вырастет роль профессионализма. Когда хорошие видеокамеры и фотокамеры стали доступны для многих людей в том числе, через смартфоны, некоторые думали, что мы получим большое количество крутых фильмов или потрясающих фотографий. А в реальности оказалось, что важна не техника, а то, как ты этой техникой пользуешься. В кино всё так же важны сценаристы и режиссёры. Посмотрите на лучшие достижения российского кино за последние 20 лет — не помогла хорошая техника...
Что может измениться в перспективе?
Пока все разговоры, которые я слышал про нейросетки, выглядят так, что вам дадут более быструю лошадь. Вы раньше рисовали одну картинку за два дня, а теперь будете её делать за две минуты. Но, на самом деле, у нас может кардинально измениться жизнь с точки зрения процессов. К примеру, зачем будет нужна видеостудия, если я теперь могу сгенирить видео с помощью нейросетки? Сейчас это не получится, но лет через пять точно получится. И тогда видеостудии просто станут не нужны.
Не зря сейчас в гонку с нейросетями включились такие гиганты, как Google и «Яндекс». Есть гипотеза, что с появлением ChatGPT изменится взаимодействие с поисковыми системами. Как сейчас выглядит работа пользователя с поисковиком? Мы вбиваем запрос, что нам нужно, а нам дают ссылки на сайты. Эти ссылки ранжируются по определённой рекламной модели — хочешь больше трафика, плати больше денег поисковику и попадёшь в топ сайтов. А представьте, что нейросеть сломает нашу логику взаимодействия с поисковыми системами. Что, если люди больше не хотят ходить по ссылкам, а хотят получать ответ прямо сразу в одном месте текстом или картинкой? Выглядит интересно, но это кардинально меняет рекламную модель поисковиков.
Посмотрим, что будет, когда Microsoft встроит свою нейросетку в Word. Уже сейчас я прошу ChatGPT написать письма партнёрам, когда опаздываю к ним на встречу. У него получается два абзаца прекрасного текста. А теперь это будут делать все, потому что это будет в офисном приложении. Чудесный новый мир.
Станет ли человек хуже соображать, если за него будет думать нейросеть?
Мне кажется, любая технология, которая позволяет избавлять людей от рутины — это благо. Пока позитивные стороны перевешивают негативные. Факт в том, что нашим детям уже точно придется жить с доступом к нейросетям. Математики же как-то пережили появление калькуляторов, теперь и учителя литературы должны пережить появление генераторов сочинений. Ничего страшного не происходит, происходит только очень интересное.
У меня нет ощущения, что люди будут тупеть от того, что у них появятся новые возможности. От того, что у человечества появилось электричество, оно не отупело — наоборот, удалось что-то новое изобрести. К тому же, человечество невероятно быстро ко всему адаптируется. Сейчас можно в любом магазине купить водку и сигареты, но мы не спились и не скурились. Мы придумали какие-то ограничения. Разные поколения живут по-разному и мыслят по-разному, но это не значит, что одни выходят умнее других».
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции
Подготовила: Виктория Саитова
Повтор публикации от 04.04.2023